Время и Деньги
11.02.2004 Общество

Что ждет школу - среднюю и высшую?

Сначала министр образования Фарис Харисов порадовал собравшихся: восьмиклассники нашей республики на международных конкурсах (Татарстан участвовал в них как отдельное государство) вошли в десятку самых продвинутых по математике и естествознанию. Во всероссийских предметных олимпиадах республика на 4-м месте. А еще у нас только 18 процентов школьников учится во вторую смену, а в РФ на 10 процентов больше. И пенсионеров среди учителей в РТ меньше, чем в среднем по России, а мужчин, наоборот, больше. И питание горячее в школе получают 93 процента детей ( в РФ - 60 процентов ).

И школ строим больше, чем в других российских регионах. Кстати, теперь вот и ломаем голову, что с этими новостройками (многие из них - на селе) делать сейчас, когда все мы в яме демографического спада. В нынешнем году за парты село на 22 тысячи первоклашек меньше, чем в 2001 году. Будущий сентябрь готовит столь же неприятный сюрприз - количество первоклассников сократится еще на 26 тысяч. В ближайшие годы такая тенденция будет сохраняться. В связи с этим затевается реструктуризация малочисленных сельских школ. Начальное звено предполагается сохранить, а ребятам постарше придется учиться в селах по соседству. Конечно, средние сельские школы сейчас наполовину пустуют, и если все мерить деньгами, выгоднее под одной крышей объединить учеников нескольких окрестных сел. Но ведь школа - это много больше, чем стены и парты. Для сельских детей это и клуб, и спортзал, и досуговый центр - словом, сердце родной деревни. В городе у ребенка много центров притяжения, на селе - один, куда и с проблемой идут, и за советом, где собираются “тусовкой” и засиживаются допоздна. А если до дома добираться придется несколько километров, то уж не соберешься. Уедешь сразу же школьным автобусом, да еще и будет ли тот автобус? Неудачная затея во всех смыслах. Захочется ли молодым семьям оставаться в селе, где даже школы нет? Давно проверено: закрывается школа - умирает деревня.

Можно, наверное, обойтись меньшей кровью. Тот же Фарис Фахразович говорил о таком варианте: на базе пустующих школьных площадей открывать детсады, фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки. Здание содержать всем миром дешевле, а на скромных учительских зарплатах республика много не сэкономит.

Если число первоклассников тает, то число студентов, напротив, растет. Правда, продолжаться это будет недолго, не успеешь оглянуться, как выпускниками станут нынешние первоклассники, но на ближайшие годы рост числа абитуриентов обеспечен. В прошлом году школу закончили 43 тысячи ребят, в нынешнем школьный вальс на выпускных балах зазвучит для 47300 выпускников, в будущем году из школьных стен выйдут 53 тысячи юношей и девушек.

А что их ждет в вузе?

Наиль Хайрулин, ректор КГФЭИ, председатель Совета ректоров республики, встревожен тем, что модернизация высшей школы, похоже, сводится к введению единого госэкзамена. Впрочем, есть еще одно новшество. В этом году впервые студентов будут набирать по госзаказу. Как это будет происходить, пока никому не ясно, механизм ректорам не известен. Но уже идут разговоры о том, что число студентов, которые выбирают технические профессии, будет расти, а число гуманитариев, соответственно, сокращаться. Уже в этом году меньше будут принимать в аспирантуру на гуманитарные профессии.

Прочие решения седьмого съезда ректоров не выполняются: ни о повышении оплаты труда преподавателей и стипендий студентам, ни о льготах по налогообложению. Не секрет, что в последние годы вузы не могли толком ни оборудование приобретать, ни ремонтом зданий заняться, поскольку со всех этих трат надо было 24 процента отчислять налогами. Скудное же финансирование высшей школы этого не позволяет.

Мы продолжим эту тему, предоставив возможность высказаться тем, кто заинтересован в судьбе высшей и средней школы.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии