Время и Деньги
05.05.2010 Экономика

Больной скорее жив, чем мертв...

Примерно так можно сказать, читая последние высказывания по поводу мирового кризиса различных финансовых "эскулапов".

Нобелевский лауреат Р.Манделл: худшее в мировой экономике уже позади - реальный сектор выдержал нагрузку. Еврокомиссар по экономике Х.Альмуния: экономический рост в еврозоне в 2008 году составит половину показателей роста 2007 года, а в 2009 году этот процесс продолжится вплоть до 2010 года. Министр финансов Великобритании А.Дарлинг: Британия начнет активно выходить из кризиса к 2010 году, а окончательно - к 2011 году. Главный экономист МВФ О.Бланшар: ситуация в мировой экономике в целом войдет в норму в 2011 году. Новоизбранный Президент США Б.Обама: в США за 2008 год работу потеряют более 1 млн. человек - необходимо не допустить сползания финансового кризиса в реальный сектор экономики. Экономисты агентства "Блумберг": мировые фондовые рынки в смятении - никто не может принять рациональное решение. Экономический советник Президента РФ А.Дворкович: девальвации рубля не будет - во всяком случае, в смысле снижения его обменного курса. Вице-премьер Правительства РФ И.Шувалов: Россия - это часть глобальной экономики, и выходить из кризиса следует вместе, без ссылок на виноватого в нем.

Даже "князь куршевелевский" М.Прохоров решил в нынешней непростой ситуации дать ряд советов стране (его статья опубликована в "ВиД" за 18 ноября с.г.): нацрезервы - плохо, общая стабилизация - плохо, сокращение социальных расходов - хорошо, национализация кризисных предприятий - хорошо, крепкий рубль - плохо, поддержка фондового рынка - плохо... Короче говоря, все, что нужно для группы "Онексим", - хорошо, а все остальное - плохо.

Между тем эксперты Института глобальных и социальных отношений считают, что девальвация рубля крупнейшим российским сырьевым экспортерам не поможет - но наш внутренний рынок зато может обрушить, потянув за собой массовую безработицу и снижение общего уровня жизни в стране. Как ни крути, мы опять сверяем часы по Америке: нынешние США - это по-прежнему 10% населения планеты, 20% мирового товарооборота, 30% мирового потребления углеводородов, 40% мирового потребления в целом, 50% мировых кредитных ресурсов и 70% общего загрязнения окружающей среды.

Даже наш финансовый "дока" А.Кудрин уповает на американскую экономическую "махину", несмотря на кризис: американцы помогут китайцам, китайцы помогут нашим нефтяникам, наши нефтяники помогут нашим крестьянам, наши крестьяне помогут нашим рабочим, и мы спасем нашего "муравья" (как в той детской сказке). Только кризис у нас не сказочный, и разрешать его надо в реальности.

Например, антикризисная помощь ведущих стран мира собственным экономикам (включая помощь со стороны международных финансовых организаций) составляет сумму в 10 трлн. долларов, из которых 50% являются гарантиями национальных правительств своим рыночным институтам для поддержания доверия к ним со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов (граждан, фирм, стран и сообществ). Причем по ряду ведущих экономик эти гарантии составляют от выделяемых сумм: в Великобритании - 40%, в США - 50%, в Германии - 60%, в Испании - 70%. Для сравнения: в России общие антикризисные расходы правительства составляют 200 млрд. долларов (15% от ВВП), из которых 85% являются прямыми финансовыми "инъекциями" в банки и корпорации, что, как замечает эксперт группы ФБК И.Николаев, резко отличается от указанных выше методов финансовой поддержки своих институтов в развитых экономиках мира.

Далее: Европейский инвестбанк, в дополнение к названным суммам, выделяет 30 млрд. евро на поддержку малого и среднего бизнеса, Россия на эти же цели выделяет дополнительно те же 30 млрд., но рублей. Центральные банки в Америке и Европе снижают свои учетные ставки - наш ЦБ ее повысил на 1% (доведя до 13% годовых), объясняя это борьбой с инфляцией и оттоком капитала. Но дело в том, что инфляция начинается не с денег, а с товаров (которые просто перестают покупать), а отток капитала связан не с процентным интересом, а с комфортностью и надежностью оборота его активов. Мы же, с одной стороны, снижаем налоговую нагрузку на бизнес (что хорошо), а с другой - позволяем банкам сворачивать свои кредитные линии и потребительские продукты (что плохо). Да, внутренний долг в России вырос, но в условиях спада деловой активности структурных элементов реального сектора (как показывает наш Индекс Деловой Стабильности, в ноябре половина индикаторов показывала динамику [А-] - сползание к рецессии) необходимо использовать это в целом объективное цикличное явление с пользой для инфраструктуры экономики.

Те же 10 пунктов Программы ЕС по выходу из кризиса европейской экономики включают в себя не только снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес, но также и меры поддержки инфраструктурных проектов, "зеленых" технологий, дополнительных образовательных программ в сфере занятости. Мы же все считаем, сколько будет стоить нефть в "энном" году и насколько широким будет "коридор" для и без того уже недооцененного рубля. Если уж мы сказали, что надо сейчас "поддержать финансовый капитал и реальные инвестиции" (Премьер В.Путин), то надо помнить, что нами также была публично заявлена "неприкосновенность гражданских свобод и частной собственности" (Президент Д.Медведев) и записано "право каждого человека на достойную жизнь" (Конституция Российской Федерации).
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии