Время и Деньги
10.05.2009 Культура

Полярные находки Колчака под грифом "совершенно секретно"

Есть люди, которые за здорово живешь в пучине истории не исчезнут, но так, оказывается, легко уничтожить в себе человека.

Василий Звягинцев. Ловите конский топот. Москва: Эксмо, 2008. В 2 тт.

Наверное, даже поклонники Звягинцева сбились со счета - какой по счету книгой эпопеи, начинавшейся некогда хрестоматийной "Одиссей покидает Итаку", является "Топот". Но главное - "альтернативноисторическая" сага продолжается, и от тома к тому не становится слабее.

Знакомая нам компания главных героев вроде решила "лечь на дно и позывных не передавать". Приутихли ребятки, наигрались, перебаламутив несколько миров, и, наконец, решили, будто теперь могут успокоиться и коротать остаток дней, не нарушая внутренней логики внешнего мира. Ан нет, не вышло. Очередная напасть. На матушку-Землю пытается проторить дорогу возникшая давным-давно на параллельной "Земле-икс" симбиотная цивилизация двух рас. Генетически и те, и другие - гуманоиды, но одни - мыслящие, а другие по нервно-психической структуре больше походят на насекомых. Цель агрессора - тотальная оккупация всего веера "наших" реальностей. А ближайшая обеспечивающая задача - устранение тех, кто может возглавить сопротивление, то есть известной нам компании, "окопавшейся" на Главной исторической последовательности и в ее окрестностях. Даже на уровне выросшего многократно могущества главных героев - противник страшный. Есть подозрение, что он способен управлять человеческим мозгом. А потому в случае вторжения системы государственного управления рухнут мгновенно. Да и коллаборационисты в высших слоях европейских обществ найдутся непременно... И пошла драка (а всякого рода мордобой Звягинцев описывает с особым смаком). Ведь есть много средств борьбы населяющих мир существ и сущностей, однако опыт тысячелетий показал, что, как это ни прискорбно для высокого интеллекта, грубая сила и солому ломит... Словом, пора трубить большой сбор. Вот только не покидает гнусное ощущение, что на императорской трибуне Колизея сидит какая-то сволочь и за всеми игрищами с удовольствием наблюдает.

Качество прозы Звягинцева осталось прежним - очень высокого уровня. Никуда не подевалось и известное по всем книгам писателя его пристрастие к морским делам, причем выверенное до мелочей. Если уж он говорит о парусине, то непременно уточняет: "дакроновой". Есть и чай по-капитански, и "Самое время глотнуть из фляжки", и простые, но такие аппетитные удовольствия. И в самом деле, пошатавшимся по чужим мирам солдатам давно не требуются сычуаньские салаты и рыба фугу в собственном соку. Что может быть лучше классно приготовленного бефстроганова с густым соусом и хрустящей картофельной соломкой? А к нему - соленые рыжики и красные помидоры бочкового засола по-дальневосточному, переложенные всеми там произрастающими специями.

Что, возможно, несколько отличает "Топот" от других томов эпопеи, так это обильные намеки на классиков - Ефремова, Уэллса, Шаламова, Гумилева (само собой), Достоевского, Азимова, Драйзера и так далее. А вообще, "Топот" в очередной раз подтверждает, что не зря, когда видишь на прилавке новую книгу Звягинцева, испытываешь особый драйв предвкушения неожиданного.

Олег Грейгъ. Подлинная судьба адмирала Колчака. Москва: Алгоритм, 2008.

До сих пор в сверхсекретных архивах хранятся бумаги о деятельности Специального отдела ЦК ВКП(б) (формально - Спецотдела ВЧК-ОГПУ) под руководством Глеба Ивановича Бокия, возглавлявшего это учреждение два десятка лет. К бумагам прилагаются тома других документов. Всякий, кто мог бы прочесть их содержимое, через мгновение понял бы, что его мозг не только перестает функционировать, но вообще перестает ощущать себя мозгом человека разумного. Словно знания могут вызвать ядерный взрыв в мозговых клетках. Без специальной подготовки невозможно спокойно реагировать на те факты, которые таятся в обыкновенных исписанных листах.

...Незадолго до начала Второй мировой вблизи западной границы СССР Сталин вел секретные переговоры с Адольфом Гитлером. С ними был и... Александр Васильевич Колчак, молча вслушивавшийся в то, что говорили вожди. А в канун этой встречи Сталин неоднократно беседовал с Николаем II. Сталин говорил императору: "Мы дойдем до Атлантики". Император ответил: "Пусть тебя благословит Господь". Но добавил: "Если ты уничтожишь Европу, Россия как часть единого организма может погибнуть... Нас Господь удерживал от искушения, ибо наша культура, наша христианская духовность во многом не совместимы с духом Европы и Азии. Мы должны существовать рядом..." Сталин устроил встречу Колчака и Николая II. Император попросил Александра Васильевича подойти к нему, лежащему на кровати, поближе: "Я узнал тебя, Саша..."

Да, император не был расстрелян. А Колчака спас от пули Бокий, не только с далеко идущими планами спрятавший "расстрелянных" царских генералов, министров, князей, но и собиравший уникальную базу русской науки по всем возможным областям знаний - ученых, которых все считали умершими, расстрелянными, сгинувшими в лагерях. А Александр Васильевич был жемчужиной его коллекции. Бокию, задавшемуся планами вывести сверхрасу людей, нужен был особый мозг, особое мышление, особый подход, напор и иной взгляд на суть требуемых итогов. Но при чем тут Колчак? Дело в том, что Александр Васильевич обладал не только блестящим мозгом исследователя, но и уникальными знаниями, собранными в годы полярных экспедиций (кстати, доклады Колчака о них оказались похищенными таинственной транснациональной организацией Орден, а потом - партийной разведкой СССР, почему его деятельность как ученого до сих пор и неизвестна). Главное из них - предки русских, жившие 35-40 тысяч лет назад, создали уникальную цивилизацию, заложившую основы появления известного нам древнего мира Египта, Греции, Рима. Но уровень той цивилизации во всех областях превосходил цивилизации древних народов... И Колчак не мог остаться равнодушным к тому, что ему предлагают эти знания сохранить. Вот только знал ли, для чего?.. В конце 1935 года в расово-антропологической лаборатории ведомства Бокия были выведены искусственные "люди"-изделия. Возможно, они все еще среди нас. А известная нам история - не более чем фальшивка. И еще действует могущественный Орден. Да и с Анной Васильевной Тимиревой все было не так просто.

Рассказанное - лишь малая часть содержания этой сверхзахватывающей, вовсе не художественной книги.

Вадим Чекунов. Кирза. Москва: Популярная литература, 2008.

После появления глав этой книги в Интернете автору стали приходить письма от ребят, которые только собираются в армию - благодарят, пишут, что многое узнали и более готовы к службе. Пишут и женщины - тоже благодарят и заверяют, что сделают все, чтобы не отдать детей в армию. Чекунова в письмах матерят отставные полковники военкоматов и жмут руку лейтенанты разбросанных по стране военных частей... Естественно, "Кирзу" запишут в "очернительские" сочинения - "клевета" на Вооруженные Силы. Но такие книги, несомненно, нужны, пока из армии продолжают приходить гробы с телами вдруг "повесившихся" солдат со следами побоев, а господа офицеры изволят просто бросать эти гробы на перронах вокзалов.

Описанное в книге, как говорится, - и смех, и грех. Наверное, правильно утверждают: "Кто в армии служил, тот в цирке не смеется". Хотя, думается, "Кирза" по "смехотворности" все же уступает таким образцам классики жанра, как "Освободитель" Виктора Суворова и "Оружие возмездия" Олега Дивова. Но автор и не стремится рассмешить читателя, он просто "излагает" пережитое. Кого, в самом деле, не заставит улыбнуться, например, такая история. Прапорщик Гуляков личный состав подбирал по особым усмотрениям. Так, под его началом служили рядовые: Рябоконь, Черноконь, Конюхов, Рысаков, Коновалов, Коньков и Конев, ефрейторы: Белоконь, Лошак и Жеребцов, сержанты Кобылин и Копытин. Ну и по мелочи: - Уздечкин, Подкова, Гнедых. Верховодил "табуном" сержант Гужевой. Прапор пытался заполучить и солдата по фамилии Кучер, но того, с медицинским образованием, отстояла санчасть... И это из самого безобидного. Многое другое, как правило, с обильным применением ненормативной лексики, заставляет чуть ли не загибаться от хохота.

А вообще, это жутковатая книга. О том, как выживаешь только благодаря осознанию, что кто-то бесправней тебя. Что главное - это быстрота реакций и наглость. О том, какая это редкость, - отслужить и остаться собой, не примеряя масок, не пытаясь выжить в стае. О необходимости существовать под одной крышей с теми, кого на гражданке за версту обходил бы. О том, как сам, бывший студент филфака МГУ, становишься зверем. О том, что только в армии в здравом уме можно приказывать людям совершать полную бессмыслицу. И только тут эту бессмыслицу будут исполнять... Это книга о необратимых изменениях в личности, происходящих в армии. Из самого ерундового - то, что мат въедается в речь намертво и герой беспокоится, как он вообще будет общаться с людьми на гражданке. Его же не примут обратно в универ: "Как я декану скажу? "Не понял, б..., где приказ о моем зачислении? Минута времени - курю, удивляюсь - я снова зачислен! Время пошло, родимый!".

Главный вывод - армия показывает, кто ты есть на самом деле. Только заплатить за это знание придется очень дорого.

Самые популярные книги ноября (по данным магазина "Книжный двор"):

Стефани Майер. Затмение. Москва: АСТ: АСТ Москва, 2008.

Третья книга знаменитой вампирской саги возглавила списки бестселлеров семи стран и продана тиражом в два миллиона экземпляров...

Истинная любовь не страшится опасности. Белла Свон готова стать подругой своего возлюбленного Эдварда навеки, ведь именно вечность длится жизнь вампира. Но тогда ей придется предать друга - вервольфа Джейка и тем самым, возможно, заново разжечь древнюю вражду между "ночными охотниками" и их исконными врагами - оборотнями.

Василий Аксенов. Любовь к электричеству. Москва: Эксмо, 2008.

Гений террора, инженер-электрик по образованию, неизменно одетый по последней моде джентльмен Леонид Борисович Красин - фигура легендарная, но забытая. В московских дореволюционных салонах дамы обожали этого денди, будущего члена правительства Ленина.

Красину и посвятил свой роман Василий Аксенов. Его герой - человек без тени, большевистский Прометей, грабил банки, кассы, убивал агентов охранки, добывал оружие, изготавливал взрывчатку...

Строгий, острый на язык, страшный по силе описания характеров, Аксенов создал гимн герою ушедшей эпохи.

Константин Станиславский. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Один из самых знаменитых "учебников" по актерскому мастерству. В книге последовательно изложено содержание системы К.С.Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения актеров и режиссеров. Упражнения и этюды из этой книги используются при обучении на актерских и режиссерских курсах.

"Работа актера над собой" - это, в первую очередь, труд о мастерстве актера. Говоря современным языком, эта книга - классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве актер не может считать себя настоящим актером.

Экономика:

1. Джордж Сорос. Эпоха ошибок: Мир на пороге глобального кризиса.

2. Джон Маэда. Законы простоты: Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь.

3. Ричард Темплар. Правила богатства.
25
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии