Игорь СМИРНОВ: “Главное, чтобы команда была довольна”
15.10.2007 Спорт

Игорь СМИРНОВ: “Главное, чтобы команда была довольна”

- Как же это вас, мастера спорта по велосипедному спорту, угораздило попасть в столь далекий, зимний вид спорта, как хоккей?

- В свое время я работал в спортклубе имени Урицкого директором спортшколы по велоспорту. И вот однажды у хоккейной команды мастеров возникла проблема с коньками. Тогдашний главный тренер СК им. Урицкого Владимир Васильев каким-то образом узнал о моих связях на Украине на соответствующих спортбазах и попросил помочь приобрести партию коньков. Нет проблем, привез хоккеистам 25 пар коньков с пластиковыми подошвами, чем-то похожие на современные модели. И когда Яков Клопоух, администратор СК им. Урицкого, перешел на другое место работы, встал вопрос о его замене. Предложили мне, я согласился, вот и работаю с тех пор.

- И что, неужели за это время ни разу не возникало желания бросить столь нервную и пыльную работу?

- Всякое бывало, в хоккее ситуация порой меняется по несколько раз в течение дня. Был и на гребне волны, и под волной... Хоккей - это такая заразная болезнь, от которой, как мне кажется, невозможно избавиться. Тяжелые моменты и проблемы, которые расстраивали, уходили, и все становилось на свои места. Работа и жизнь продолжалась...

- Ваши обязанности строго очерчены?

- Нет, перечня моих обязанностей в природе не существует, поскольку сложно оговорить все проблемы, которые приходится решать. Будь то материально-техническое обеспечение команды, ее перевозки, организация поездок за рубеж (Игорь Смирнов свободно владеет английским, поэтому за кордоном “Ак барс” обходится без переводчика - С.Г.), организация учебно-тренировочных сборов внутри России. А все это означает и визовые вопросы, жилищно-коммунальные проблемы... Чаще всего в команду приезжают новички, не знакомые с нашим городом, это естественно, вот и приходится устраивать их детей в школы и детсады. Сами-то ребята кроме как хорошо играть в хоккей ничего другого в жизни делать не умеют, у них на это нет времени - значит, нужно им частично помогать, дабы игроки сами не отвлекались на решение насущных вопросов бытия. Как тут можно определить круг моих обязанностей? В любой момент может поступить вводная - езжай туда-то для того-то. Или срочно требуется разведать условия жизни и работы в том или ином месте, куда команда может отправиться на сбор, да мало ли всяких проблем возникает постоянно! Следует уточнить, что все финансовые вопросы решаются президентом и директором клуба, генеральным менеджером, чьи распоряжения я и выполняю. Кстати, с Виктором Левицким, генеральным менеджером, мы трудимся вместе уже третье десятилетие, он один из живых символов команды. А разгребать общие проблемы мне помогает старший администратор Рустем Кашапов. Не могу не отметить его добросовестность, порядочность, честность, огромное трудолюбие. Не зря все ребята его очень любят, уважают, я просто не представляю, чтобы у меня был какой-то другой помощник.

- Во время игры часто приходится наблюдать, как у хоккеистов ломаются клюшки, порой в самый неподходящий момент. Как много “палок” использует команда во время сезона и хватает ли игрокам одной пары коньков на год?

- Клюшки - это больное место. Каждый игрок заказывает ту модель, которая ему нравится, о которой он узнал из фирменного каталога или увидел у другого хоккеиста. Существует и дань моде: появились, например, недавно клюшки знаменитой фирмы “Истон”, модель “Синерджи”, стоят они довольно прилично, но ребята просят - значит, нужно добыть именно эту модель. А в игре, действительно, клюшки часто ломаются, даже при игре в меньшинстве. Что делать - это жизнь, здесь всегда что-то ломается. Сколько клюшек расходуется? Это строго индивидуально. Я могу вспомнить времена, когда играл Сергей Столбун, так вот ему требовалось немного “крюков”, а вот Валера Шалахин и Гена Маслов ломали гораздо больше клюшек, потому что обладали мощными бросками. Однако в то же время могу отметить, что эти игроки были за все время моего пребывания в команде самыми неприхотливыми именно в отношении инвентаря. Многое зависит от того, чем в данный момент занимается команда - очень много клюшек уходит во время предсезонной подготовки, когда много двусторонних игр, многочасовых тренировок. Нападающие и защитники ломают “крюки” примерно одинаково, но опять же все строго индивидуально, сами же видите, как играет тот или иной наш хоккеист. Что касается коньков, то в среднем на сезон каждому игроку хватает двух пар. Уж на что прочно и красиво делают современные коньки, но и они не выдерживают огромных нагрузок - переезды, перелеты, двухразовые тренировки, игры - не успевают коньки просохнуть.

- Возвращаясь к нашим игрокам, которых вы немало повидали на своем веку, какой хоккей вам симпатичнее - тот, в который играл в 80-е годы СК им. Урицкого, или нынешний “Ак барс”?

- В том старом хоккее осталось что-то родное, близкое, он мне, честно говоря, ближе, уже хотя бы потому, что в него играли те ребята, которых я знал буквально с 7-10-летнего возраста, то есть еще со школы. А сейчас, особенно в последние два-три года в команду приходят игроки, выросшие в других городах и даже странах. Это чисто человеческий фактор. А если говорить только о хоккее, то мне кажется, что в прежние времена игра была более техничной, виртуозной, а современный хоккей стал гораздо быстрее и жестче. Мне же нравится хоккей вообще.

- Продолжая тему, поговорим о тренерах, скольких вы видели в нашей команде, чем они вам запомнились?

- Я сразу и не скажу, сколько их за эти годы было. Точно могу сказать, что пришел я в команду при Владимире Васильеве (главный тренер СК им. Урицкого в 1978-1982 годах, - С.Г.), он и стал моим крестным отцом в хоккее, очень симпатичный, но требовательный наставник. Юрий Очнев (1991-1992), славившийся своей мягкостью, Олег Галямин (1982-1984) - человек непредсказуемый, дважды Всеволод Елфимов (1988-1991, 1994-1995), Володя Гусев (1992) - оба наши, казанские специалисты. Виталий Стаин (1987-1988), Виктор Кузнецов, увы, уже покойный (1992-1994), Геннадий Цыгуров (1984-1987), Юрий Моисеев (1995-1999, 2001-2003) тоже два раза был главным тренером. Лишь с Виталием Стаиным мне не пришлось работать вместе, поскольку на два с половиной года я уходил из команды, со всеми остальными мне посчастливилось трудиться вместе. Вот и считайте сами, сколько их было. А кто особенно запомнился? В первую очередь это Владимир Филиппович Васильев и Геннадий Федорович Цыгуров, Юрий Иванович Моисеев. Всех этих специалистов, очень разных в жизни и работе, объединяет одно - профессиональное отношение к хоккею, высокая требовательность к себе, игрокам, администрации клуба.

- Если использовать черты реальных игроков нашей команды за последние лет 20 и составить портрет идеального хоккеиста - что в итоге, по-вашему, получится?

- Хороших и порядочных ребят в нашей команде всегда хватало, но особенно я хочу отметить одного - это Сергей Абрамов, наш легендарный вратарь, а ныне тренер “Ак барса”. Именно он является для меня образцом хоккеиста. Сергей, на мой взгляд, является стопроцентным игроком и таким же прекрасным человеком.

- Почему именно “Ак барс” в последние годы дружно признается лучшим клубом суперлиги по совокупности опросов специалистов и судей - кому, как не вам, об этом можно судить?

- Все правильно, мы лучшие. Потому что здесь отлажен механизм, который формировался годами, пока команда прошла все ступени отечественного хоккея, начиная с самого низа. Клуб - это и Роза-апа, которая готовит чай и стирает форму хоккеистов, и президент Фарид Мухаметшин, и водители, администраторы, секретарши. Этот опыт по крупицам собирался и используется до сих пор. Мы привыкли уважать своих игроков, уважать соперников, что означает хлебосольную встречу приезжающих к нам команд, совместное обсуждение возможных проблем, их требований. Следим за каждой мелочью, чтобы у соперников не возникало никаких проблем... до выхода на лед в матче с “Ак барсом”. Чтобы к нам не было никаких претензий. Именно высокая организация клубной работы стала причиной для признания “Ак барса” лучшей в России среди всех хоккейных команд, в чем большая заслуга и руководства клуба, и всего обслуживающего персонала. В других командах главный тренер или директор клуба зачастую никогда не интересуется, как там гости, а у нас все наоборот - обговаривается, причем заранее, любая мелочь, поскольку мы уважаем соперника, чтобы в гостях они чувствовали себя как дома, создавая им максимум удобств, надеясь, что и нас так же хорошо встретят в гостях. А то ведь бывают всякого рода накладки и даже курьезы...

Помнится, лет 20 назад в Пензе в 4 часа утра мы должны были улетать в Москву, а автобуса нет... В те времена со связью было гораздо труднее, нежели сейчас при обилии мобильников. Кому звонить, куда звонить? А самолет через два с половиной часа улетает. Пришлось выйти на середину дороги, тормознуть “икарус-гармошку”, который шел на свой маршрут. Договорились с шофером, посадил команду и довез до аэропорта. Все, конечно, умирали со смеху, но главное, что решили проблему! Мораль: в первую очередь всегда нужно думать о команде, тогда все будет нормально и тебя будут уважать. Иначе просто нельзя.

18
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии