Время и Деньги
16.04.2009 Общество

Трудный путь архипастыря

Последние дни, омраченные для большинства из нас уходом из жизни Патриарха Московского и Всея Руcи Алексия Второго, как это ни парадоксально, стали для многих своего рода “дорогой к храму”.

Когда телевидение крупным планом показывало лица верующих, было горько и светло. Горько оттого, что ушел из жизни неординарный человек, прирожденный пастырь, чей добрый взгляд и чьи негромкие слова о вере были нужны сотням тысяч верующих. И светло оттого, что его уход стал колоссальным стимулом для многих, кто теперь пересмотрит в сторону приятия свою позицию по отношению к церкви.

Но в жизни, как известно, все так перемешано. Не будь траура, в Казанской епархии сегодня был бы праздник. Именно 11 декабря двадцать лет назад нашу кафедру возглавил Его Высокопреосвященство архиепископ Анастасий. Не так много найдется в Русской православной церкви архипастырей с таким стажем.

Он возглавил казанскую кафедру в 1988 году - это было не самое лучшее время для страны. Было видно, что мы идем куда-то в неизвестное будущее, что жить по-старому мы уже не можем. А вот как существовать но-новому - никто практически не знает. Тревоги и неустроенность светской жизни, хотим мы того или нет, отражаются и на жизни церковной. Церковь, хоть она и отделена от государства, не отделена от народа, и народ в смятении чувств приходит именно к пастырям.

Приходить двадцать лет назад в Казани было особенно некуда. По сути, на всю огромную столицу Татарстана было открыто два храма: Всех Ярославских Чудотворцев, который, к счастью, никогда не закрывался, и Никольский собор. “Все мы вышли из Никольского собора”, - как-то пошутил наш архиерей. Но много ли прихожан могли вместить два этих храма? Вообще же в Казанской епархии насчитывалось чуть более десяти приходов, поэтому свое пастырское служение архиепископ начал с борьбы за возвращение церквей. И уже практически через год затеплились свечи в Петропавловском соборе - это была серьезная победа, которая окрылила. И вот некоторые цифры, характеризующие состояние Казанской епархии ныне, - на ее территории сейчас действуют 270 храмов, несколько десятков еще строятся и восстанавливаются, есть 8 монастырей, выходит 17 православных газет и 6 телепередач. Десятилетие отметила Духовная семинария. Можно ли было мечтать об этом двадцать лет назад?

Думаю, что оттого, что наш архипастырь именно не боялся мечтать, оттого, что не боялся строить планы, многим кажущиеся несбыточными, все и получилось, ведь мысли, как известно, материальны. Он трудился и верил в помощь Бога, все и сбылось.

Впрочем, перед ним всегда стоял и стоит пример небывалой духовной силы - архиепископ Сергий Пражский, возглавлявший Казанскую кафедру в начале пятидесятых годов прошлого века всего два года. Вспомните, что это было за страшное время гонений для нашей церкви! Но владыка Сергий, которого, хочется верить, скоро канонизируют, внушал своей пастве веру, надежду и любовь. Он, не будучи знакомым с нашим сегодняшним архиереем, смог передать ему прочную духовную ниточку церковного делания. Юность нашего архиерея - это казанские церковные кружки с рассказом духовных чад о владыке Сергии, это чудом уцелевшие монашки, прошедшие ГУЛАГ, но не потерявшие веру. Своим примером Сергий Пражский сумел научить Его Высокопреосвященство великой любви, без которой человек, как известно, и не человек вовсе, а “медь звенящая”. И любовь принесла свои плоды - это звон колоколов в Раифе, фрески свияжских соборов, новые храмы, открытые по всей епархии.

Двадцать лет назад во время хиротонии в Богоявленском соборе Москвы ему вручили духовные судьбы прихожан епархии. Многая лета вам, Ваше Высокопреосвященство!
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии