Время и Деньги
10.05.2009 Общество

Их именами...

Начало демонтажа в столице Азербайджана памятника 26 бакинским комиссарам почти совпало с обнародованием результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, согласно которому большинство россиян выступают за сохранение символов коммунизма, в частности соответствующих названий улиц. Впечатляет простота мотивации - “это наша история”.

Всего было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах России. 65% респондентов полагают, что символы коммунизма - названия улиц и площадей, серп и молот, памятники и тому подобное - необходимо сохранить как часть российской истории. Каждый пятый (20%), напротив, считает эти символы пережитком прошлого, от которых надо избавляться. 5% выражают мнение, что коммунистическую символику нужно восстанавливать. Затруднились выбрать точку зрения 10% респондентов... 59% опрошенных выступают за то, чтобы улицы и площади, которые названы в честь коммунистических деятелей, и дальше сохраняли эти названия. 25% полагают, что этим улицам и площадям надо вернуть их исторические названия. 4% респондентов считают, что улицам и площадям с восстановленными историческими названиями необходимо вновь вернуть коммунистические названия. 12% затруднились ответить... Против сноса памятников коммунистическим деятелям выступают 60% россиян. 12% считают, что эти монументы нужно перенести в другие места. 8% полагают, что памятники коммунистическим деятелям необходимо снести. 14% затруднились ответить на этот вопрос.

“Необходимо сохранить как часть российской истории”. То есть большинство опрошенных полагает, что, к примеру, названия улиц должны нести некую историко-воспитательную нагрузку. Но трудно предположить, какие ассоциации могут возникнуть в голове какого-нибудь трепетного юноши, когда он решит побольше узнать, например, об Урицком. Очень трудно будет объяснить ему, почему улица города названа именем человека, у которого руки по локоть в крови и который даже фактом своей смерти утянул на тот свет бездну народу (после убийства главы петроградской ЧК 30 августа 1918 года начался жуткий террор)... Немногим менее колоритными фигурами были, например, Халтурин и Гладилов.

Именование улиц в честь подобных личностей не столь безобидно, как может показаться. Силу “уличной” пропаганды прекрасно понимал Ленин, который, по свидетельствам современников, “терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам. Он не раз говорил, что победивший народ должен снести всю эту мерзость, напоминающую о самодержавии”. Владимир Ильич справедливо видел в сооружении революционных памятников мощное оружие психологического воздействия и как-то с гневом выговаривал народному комиссару просвещения Луначарскому: “Возмущен до глубины души. Бюста Маркса для улицы нет. Объявляю выговор за преступное и халатное отношение”...

А вот старые названия казанских улиц, в противовес “революционным”, своей особой певучестью и простотой настраивают на мирный лад: Большая Мещанская, Георгиевская, Дальне-Архангельская, Воскресенская, Гостинодворская, Петропавловская, Черноозерская, Старо-Горшечная, Екатерининская, и уж совсем мило - Кошачий переулок.

Кстати, в деле именования улиц примечательна инициатива традиционно консервативных британцев. Министр по делам местного самоуправления Джон Хили предложил называть улицы и парки городов в честь современных знаменитостей: “По-моему, это здорово, когда общественные места носят имена людей, которыми местные жители восхищаются”. Так, парк в Манчестере могут вскоре назвать в честь Дэвида Бекхэма, библиотеку в Эдинбурге - в честь Джоан Роулинг, а улицы городов - именами британцев, завоевавших олимпийские медали... А что? Может получиться интересно... В любом случае ностальгирование по личному прошлому (чем, на мой взгляд и является “коммунистический” итог опроса ВЦИОМ) не должно служить основанием для формирования городской топонимики.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии