Время и Деньги
30.01.2007 Бизнес

Татарстанский опыт востребован в Саратове

- Юрий Анатольевич, почему вы остановили свой выбор именно на татарстанской Гильдии?

- Мы принимали решение не спонтанно. В Саратове рынок арбитражного управления несколько отличается от вашего. У нас уже открыто 5-6 филиалов различных саморегулируемых организаций: от Москвы, от Нижнего Новгорода, от Самары. Не нужно быть провидцем, чтобы спрогнозировать серьезную конкуренцию. Причем в свете нового закона о банкротстве саморегулируемые организации будут конкурировать между собой, в первую очередь, как коммерческие структуры. Ведь у них теперь появился и финансовый интерес. Если арбитражный управляющий делает ошибку, то за это своим компенсационным фондом отвечает саморегулируемая организация. Поэтому в каждой из них деятельность арбитражных управляющих контролируют как юристы, так и специалисты в области экономики. Чем грамотнее, квалифицированнее и опытнее штат той или иной саморегулируемой организации, тем она конкурентоспособнее. Когда мы ознакомились с тем, как работают различные саморегулируемые организации, в том числе и московские, с условиями, которые они выдвигают, и их опытом, то пришли к выводу, что сегодня нам интереснее взаимодействовать с Гильдией арбитражных управляющих РТ.

- Положение об открытии в Саратове представительства Гильдии арбитражных управляющих РТ подписано. Что дальше?

- Дальше будет долгая и кропотливая работа по развитию сотрудничества. В ближайшие несколько недель мы обсудим, как проводить рекламную кампанию. Должен также состояться ряд встреч на уровне правительства нашей области. Так как у нас есть контакты с граничащими с Саратовом регионами, мы попытаемся поработать совместно, договориться об открытии новых представительств и продвижении наших совместных с Гильдией арбитражных управляющих РТ интересов.

- Как вы оцениваете татарстанский опыт оздоровления экономики?

- Честно говоря, я был приятно удивлен, познакомившись с ним. Хотя я общался со многими арбитражными управляющими, консалтинговыми фирмами, а теперь и саморегулируемыми организациями, знакомился с наработками различных регионов, такого систематизированного подхода к оздоровлению экономики, как у вас, я не встречал нигде. Во-первых, присутствует информационная открытость. То, как арбитражные управляющие проводят процедуры, их опыт и знания, не является секретом. Можно посмотреть, оценить работу, воспользоваться наиболее удачными разработками. И это большой плюс. Во-вторых, есть государственная поддержка, что очень важно. По моему мнению, государство все-таки должно регулировать процессы финансового оздоровления, направлять в нужное русло. При этом надо четко понимать, что банкротства будут всегда. Они неизбежны и проходят во всем мире. Тысячи предприятий банкротятся и в Европе, и в Америке, и в Японии. Балласт отсекается, на его место приходят новые предприятия. Другой вопрос, что тот вал банкротств, который явился следствием социалистической недееспособной экономики, должен пройти. А в Татарстане, еще раз подчеркиваю это, накоплен очень больший опыт, и нам непременно хотелось бы его изучить и распространить дальше, в том числе и на Саратов.

- Ваше видение антикризисного управления?

- Антикризисное управление мы рассматриваем несколько шире, чем просто процедуры банкротства. Существует ведь и предбанкротная стадия, когда предприятие начинает испытывать серьезные затруднения. В настоящее время процедуры антикризисного управления в той или иной степени требуются большинству предприятий. Причем набор действий и мер, необходимых для повышения эффективности деятельности предприятий без применения процедур, несколько отличаются от тех, которые регламентируются законом о несостоятельности. В первую очередь, это реструктуризация и оптимизация имущественного комплекса, отказ от ненужного имущества, обременяющего предприятие, увеличивающего долги и отнимающего время у менеджеров. Есть и другой путь: либо продажа ненужного имущества, либо то, что в Татарстане называется сервейингом - эффективное использование каждого квадратного метра, сдача в аренду или лизинг с последующим правом выкупа. Смысл в том, что любое имущество непременно должно приносить доход. При этом основной задачей является подготовка квалифицированных кадров, ведь от образовательного уровня и опыта топ-менеджеров, их владения современными методами управления зависит дальнейшая судьба предприятия.

- Насколько мне известно, вы не только возглавляете консалтинговую фирму, но и являетесь действующим арбитражным управляющим. Как вы пришли в этот бизнес?

- То, что я стал именно кризис-менеджером, а не занялся каким-нибудь другим видом предпринимательской деятельности, не случайно. Еще в 1995 году мы с партнерами создали фирму, которая занималась разработкой бизнес-планов для предприятий с целью привлечения инвестиций. Поэтому когда в 1998 году был принят предыдущий Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и в экономике появилась новая перспективная ниша, я одним из первых поступил на курсы арбитражных управляющих. В дальнейшем мы приняли решение расширить свою деятельность и организовали консалтинговую фирму “Технологии антикризисного менеджмента”, которая занимается проектами не только в Саратове, но и за пределами области.

- Изменился ли, по вашему мнению, статус арбитражного управляющего за последние несколько лет? Первое время отношение к кризис-менеджерам было не слишком доброжелательное.

- Сейчас эта профессия уже приобрела известность. Большинство россиян знают, что такое арбитражное управление и для чего оно нужно. Однако надо учитывать, что арбитражные управляющие не ангелы, спустившиеся с неба, чтобы оздоровить отечественные предприятия. Они очень разные. Часть из них просто зарабатывает деньги, не слишком задумываясь над тем, что будет с предприятием дальше. В таких случаях процедура может проводиться и не слишком законно. И с такими явлениями необходимо бороться. Должен сказать, что своих арбитражных управляющих мы всегда настраиваем на то, чтобы они заглядывали в будущее. Мало грамотно провести процедуру, надо смотреть, что будет с предприятием потом, то есть уметь составить квалифицированный прогноз, а иногда даже составить бизнес-план на год-два вперед после завершения процедуры банкротства. Поэтому сегодня мы практикуем двухэтапный подход, то есть не только завершение процедуры банкротства, но и постановку на предприятии комплексной системы управления, внедрение современных менеджерских технологий. Для решения этой задачи мы совместно с министерством промышленности Саратовской области проводим специальные семинары для руководителей предприятий и арбитражных управляющих, где обучаем их соответствующим методикам.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии