Время и Деньги
27.05.2009 Общество

Коварное захолустье

Из провинциальной глухомани, конечно, можно сбежать, но вот убежать от нее невозможно. А в конце концов и вовсе оказывается, что это лучшая часть твоего “я”.

Сергей Костин. Рам-Рам. Москва: Популярная литература, 2008

Офицер Службы внешней разведки, живущий под маской преуспевающего нью-йоркского бизнесмена, получает задание вместе с прибывшей из Москвы напарницей отправиться в индийское захолустье и выяснить обстоятельства гибели бывшего сотрудника Службы и близкого друга, которого, по некоторым данным, мог перевербовать Моссад. Из зацепок - только название гостиницы, где произошло убийство, и загадочное слово “очха”. В общем, пойди туда, не знаю куда... Как только агенты прибывают в Индию, на них начинается охота. Но кто охотники? Родная Контора, разыгрывающая сверхсложную комбинацию? Индийская контрразведка, пытающаяся вернуть некую пропавшую сверхсекретную вещь? Израильтяне, для которых собственный сотрудник стал нежелательным свидетелем?.. Дальше список разведок, которые могли убить бывшего агента СВР, чтобы завладеть тем, что он раздобыл, был бесконечным. Все враги Израиля, все враги Индии и просто любые спецслужбы - американцы, англичане, немцы, ливийцы, саудиты...

Погибший был примечательной личностью. Ему бы с его мозгами быть аналитиком, руководителем сложных операций, но он сам решил понюхать пороху, а начальство согласилось - пусть на своей шкуре узнает, каково работать в поле. Его забросили в ФРГ под видом эмигранта по еврейской линии. Все шло нормально. Но после августа 1991-го он сломался. Сразу после ликвидации СССР, уже будучи подполковником, имея с полдюжины наград, он попросился в отставку. А Контора таких вещей не приветствует: люди сто раз проверенные, а потому доверенные, знают очень много, а потому остаются на службе до конца своих дней. Подполковника уговаривали, его принял сам Примаков, но он проявил непреклонность, и его отпустили... Потом он бросил налаженную успешную жизнь, загородный дом под Ганновером и перебрался в Израиль. Что за этим крылось - Моссад или боязнь, что в разгромленных архивах Штази найдут его следы? Так или нет, но в конце была пуля в голову в задрипанной гостинице Старого Дели.

Критики пишут, что Костин совершил в сфере отечественного шпионского романа мини-переворот. Пожалуй, можно согласиться - трудно не поддаться гипнозу его повествования.

Алексей Варламов. Купол. Москва: Эксмо, 2009.

В такой глухомани располагался городишко Чагодай, что, казалось, про близлежащие Москву и Ленинград тут никогда и не слыхивали. Деревянные, редко - каменные дома, торговые ряды, несколько церквей, картонажная фабрика, ресторан, бывший монастырь, школа, парк, кладбище, памятник Ленину... По улицам ходят куры, висит белье, носят на коромыслах воду женщины. Казалось, столетия ничего не происходило в этой жизни. Не подарил Чагодай миру ни героев, ни художников, ни писателей, ни полководцев, ни большевиков, ни архиереев. С годами городишко не рос, а хирел. Из признаков цивилизации здесь была разве что захудалая часть ПВО, в которой служить было одно удовольствие - размягченные сонным течением лесной жизни командиры были милостивы к подчиненным. В увольнение солдаты ходили в город, где танцевали и целовались с чудесными чагодайскими девушками. Помимо ласковых барышень, славился чагодайский край озерами, ручьями, лесами, болотами, рыбой, грибами, дичью, ягодой разной, а еще комарами, дождями, травами и - туманами, которые приезжали рисовать столичные художники. В Чагодае туман любили, ждали и гордились своей маленькой тайной и главной достопримечательностью. В этот туман высыпал на улицы весь город, бродили люди, наталкивались друг на друга и радовались.

Но обитатели Чагодая суть мещане, и все интересы их - у кого что на огороде выросло, на каком из болот больше клюквы уродилось, почем ее сдают в коопторге и что на эти деньги купить можно. А зимой - сонное царство, карты да телевизор, а еще пьянство по домам и тихий разврат, и над всем этим висит мертвенная скука. А еще угодничество, чинопочитание, кумовство, взяточничество и власть общественного мнения (что скажут соседи, не осудят ли), зависть к тем, кто выбьется и урвет больше других, презрение к отстающим. Ничего из ряда вон выходящего в Чагодае нет, а если появится - погубят, поднимут на смех, сломают и вытолкают.

И ничем все это не пробьешь, все Чагодай стерпит и терпением своим перемелет. Хорошо в Чагодае родиться, напитаться его соками, но настанет день, когда надо не мешкая рвать отсюда прочь. Только вот беда - убежать все равно не сможешь. Чагодай везде тебя настигнет... Но вот что странно - не станет Чагодая, и мир покатится в тар-тарары, и окажется, что лучшая часть твоей души принадлежит именно этой забытой Богом земле.

Алексей Евтушенко. Отряд. Москва: Эксмо, 2008.

Впервые под одной обложкой собраны все три романа эпопеи.

Лето 1943-го. Командир разведвзвода обер-лейтенант вермахта Хельмут Дитц последние два года почти не вылезал из окопов на Восточном фронте, за исключением краткосрочных отпусков, которые начальство предоставляло тем, кто умудрялся уцелеть на переднем крае в течение двух недель. Немногим отличалась и фронтовая жизнь командира разведвзвода Советской армии лейтенанта Александра Велги. Обоим взводам вскоре предстояло бы схлестнуться и, вероятнее всего, перестрелять друг друга во время встречного боя в небольшой деревушке под Курском. Но не тут-то было. Ими очень заинтересовалась попавшая в безвыходную ситуацию межзвездная раса. Две воюющие друг с другом ветви этой цивилизации сошлись на решающую битву, но вот проблема - силы абсолютно равны, что грозит полным взаимоистреблением, договориться же нет никакой возможности. Тогда решили вспомнить древний обычай - нанимать для выяснения отношений отряды независимых горцев. Чей отряд побеждал - в пользу той из сторон и решался вопрос. За неимением горцев выбор пал на землян, живущих на самой окраине обжитой Вселенной.

Похищенным взводам пообещали, что тот, кто победит, не просто вернется домой, но родина победителя получит решающее преимущество в мировой войне. Не учли инопланетяне только одного - ходить в “шестерках” разведчикам не пристало. Немцы и русские решили объединиться и врезать “этим гадам” так, чтобы перья полетели.

А дальше пошло-поехало. Оказалось, что конец может наступить мирозданию, если в разных его уголках в ход событий не будет вмешиваться отряд людей, которые, впрочем, все чаще задумываются: “Что мы делаем здесь, за миллиарды километров от дома, опять нажимая спусковой крючок и опять убивая?” И никак не отпускает чувство, что отрядом манипулируют некие высшие силы. Сначала спасли один мир, потом другой, теперь вот оказались в третьем. Что дальше? Где они будут завтра? И что еще надо сделать, чтобы вернуться домой?.. Вот только что будет на Земле с невольными дезертирами? Подвалы НКВД, где после долгих и очень болезненных разговоров тебя поставят к стенке? Впрочем, и подвалы гестапо немногим лучше. Если вообще лучше.

Несмотря на некоторые натяжки, весьма милая баллада о братстве по оружию.

Самые популярные книги января (по данным магазина "Книжный двор"):

Сергей Тармашев. Древний: Катастрофа. Москва: Популярная литература, 2008.

Действие начинается в 2111 году, когда нефть в мире заканчивается, и это приводит к глобальному конфликту и ядерной войне. Остатки человечества переселяются в сеть подземных бункеров, чтобы выжить и создать на обломках старого новый мир.

Автор, прошедший суровую школу спецназа ГРУ, сделал главным героем спецназовца, которого все называют Тринадцатый. Этому необычному человеку суждено внести серьезные коррективы в историю человечества.

Стефани Майер. Новолуние. Москва: АСТ: АСТ Москва, 2009.

Вторая книга вампирской саги, возглавившая списки бестселлеров семи стран. Влюбиться в вампира - страшно и романтично... Но потерять любимого, решившего ценой разрыва спасти свою девушку от роли пешки в вечном противостоянии кланов “ночных охотников”, невыносимо. Белла Свон мучительно переживает исчезновение возлюбленного и безуспешно ищет забвения в дружбе с мальчишкой-индейцем Джейком Блэком. Она даже не подозревает, что ее друг - порождение еще одного “народа Тьмы”. Народа, куда более жестокого и опасного, чем аристократы-вампиры.

Юрий Поляков. Гипсовый трубач, или Конец фильма. Москва: Астрель: АСТ, 2008.

Автор популярных женских романов и скандально известный режиссер отправляются за город писать киносценарий. Они рассказывают друг другу множество смешных и грустных историй, вспоминают любимых женщин и случайных знакомых. Но в их беззаботное существование неожиданно вторгаются события, связанные с большой игрой, ставка в которой - собственность на землю в историческом заповеднике.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии