Из кризиса Россию выведет только наука
31.05.2009 Общество

Из кризиса Россию выведет только наука

Инновационный путь развития экономики - единственно перспективный, тем более в условиях кризиса, выйти из которого с наименьшими потерями можно только с помощью оригинальных экономических и технологических решений. А ключ к ним - в руках у ученых. В частности, у ученых, которых объединяет КазНЦ РАН. Об этом мы беседуем с председателем КазНЦ РАН, директором ИОФХ им. А.Е.Арбузова, академиком РАН Олегом СИНЯШИНЫМ.

- Инновации - важнейший инструмент для развития экономики - и России, и Татарстана. Выбор инерционного, а не инновационного пути развития приведет к сокращению всех высокотехнологичных направлений. Россия не вправе утратить экономику знаний, о которой сейчас так много говорят, поскольку иной путь ведет к деградации. Только инновационный путь развития позволит вывести Россию на новые рубежи, которые предполагают более гармоничную структуру экономики в посткризисный период.

Прошедшая в декабре прошлого года научная сессия общего собрания РАН была посвящена как раз научно-технологическому прогнозированию социально-экономического развития России до 2030 года. Браться за такую масштабную задачу во время кризиса, безусловно, рискованно, но без этого не могут обойтись ни наука, ни производство, ни социальная сфера. Поэтому предложенная академией модель стратегии инновационного развития России предполагает, что все ресурсные возможности должны быть сфокусированы на инновационной структуре развития: кадровый ресурс, финансовый ресурс, материально-технические ресурсы. Такими инновационными структурами развития являются, безусловно, Российская академия наук, вузовская наука, высокотехнологичный промышленный комплекс. Инновационная структура позволит объединить знания, довести их до серийной продукции, выйти на внутренний и внешний рынки.

Однако надо иметь в виду, что в России до сих пор нет закона об инновационном развитии страны, закона о передаче технологий, закона о патентах. Эта деятельность пока не урегулирована в правовых рамках, что не способствует ускорению инновационных процессов. Кроме того, важно определиться с терминологией: не всякое новшество можно считать инновационным. Под инновациями мы подразумеваем открытия и процессы, которые должны обеспечить технологический прорыв, а инновационная экономика - это бизнес по производству инноваций и потреблению этих инноваций промышленностью или экономикой в целом.

- Олег Герольдович, какие инновационные разработки ученых КазНЦ РАН привлекли к себе внимание?

- Недавно на Президиуме КазНЦ РАН мы обсуждали итоги 2008 года. Это важнейшие фундаментальные и прикладные результаты, полученные в институтах КазНЦ РАН в отчетном году. Среди них были представлены и инновационные разработки, некоторые из которых участвовали в конкурсе “50 лучших инновационных идей РТ”. Итоги этого конкурса были подведены в декабре прошлого года. Они показывают, насколько активны наши ученые и в этой сфере. На конкурс было представлено 18 весьма интересных предложений, касающихся инноваций в области машиностроения, катализа, нефтепереработки, возобновляемого растительного сырья и другие. Хочу обратить внимание на важность системного участия в подобных конкурсах. Наш опыт показывает, как можно от идеи дойти до готового продукта. Четыре года назад ученые ИОФХ подали на этот конкурс два предложения. Одно было связано с переработкой альфа-олефинов, другое - с созданием растительных экстрактов для парфюмерии и медицины. За четыре года эти разработки успешно прошли путь от идеи до практического воплощения. В результате созданы два предприятия малого бизнеса, каждое из которых финансируется по программе “Старт-2” в объеме 4 миллионов рублей. Возврат средств будет определяться тем, насколько успешно они будут доведены до промышленности. Системный подход, в основе которого лежат перспективные научные исследования, оправдывает себя.

Но ученые никогда не ограничиваются подобными задачами. Им не терпится заглянуть в будущее, они проводят исследования, предлагая новые решения, ориентированные на завтрашний день. К примеру, сегодня много говорят об альтернативной энергетике - в частности, о возможностях преобразования солнечной энергии. В КазНЦ РАН ведутся работы по созданию органических солнечных батарей на основе фуллеренов - сферических наномолекул, состоящих только из атомов углерода. До сих пор ставку делали преимущественно на кремниевые батареи, которые преобразуют солнечную энергию в электрическую. Но технология получения высокочистого кремния весьма дорогостоящая. Переход на органические солнечные батареи с использованием производных фуллерена, над которыми работают в ИОФХ и КФТИ, на порядки уменьшит их стоимость. Батареи с органическими композиционными материалами будут менее эффективны, чем кремниевые, зато значительно дешевле. Кроме того, они удобны в использовании: их можно будет наносить на бумагу или другую поверхность и легко менять, как картриджи. Это междисциплинарное научное направление, которое развивает объединенный коллектив, включающий сотрудников ИОФХ, Института проблем химической физики РАН и Московского госуниверситета. Под эту работу с Роснаукой был заключен государственный контракт на сумму более 15 миллионов рублей, и полученное от государства задание ученые выполнили за полтора года. Энергетика определяет будущее любой страны, и эти исследования открывают для нее новые возможности.

- Продвижению новых идей обычно способствует развитие бизнеса, как он влияет на продвижение инновационных исследований?

- Это наиболее сложный момент. Сегодня, к сожалению, бизнес в России в основном ориентирован на сырьевую экономику. Необходимо изменить политику промышленных предприятий. Основой производства должны стать не сырье, не оборудование, которое мы бесконечно совершенствуем, не основные фонды, а технологии. В этом суть перехода к инновационной экономике, свойственной развитым странам. Но для этого необходимы долгосрочные национальные программы, в основе которых должно быть создание технологической базы экономики всей страны, а не отдельной отрасли или региона. Но такое планирование должно быть рассчитано на 15-20 лет вперед. Однако, насколько мне известно, крупные бизнес-структуры, которые представлены на рынке, не ориентируются в своих планах на технологический прорыв в той или иной области. Так, российскими учеными и Правительством РФ был проведен анализ горизонтов планирования крупного бизнеса и государства на примере 100 ведущих российских компаний. Оказалось, что планы развития 70 процентов крупнейших предприятий не превышают 7 лет и, естественно, в этих компаниях ни о каком новом технологическом прорыве речь не ведется. Понятно, что они не заинтересованы в разработках, опережающих свое время на 10-15 лет и более. Это чревато тем, что со временем нашим ученым придется догонять зарубежных коллег вместо того, чтобы быть первопроходцами. Чтобы быть лидером в технологических решениях, бизнесу необходимо уже сегодня заглядывать вперед примерно на 15-20 лет, финансируя перспективные научные разработки.

- Похоже, в ближайшее время нам это не светит. И все же, ведутся ли у нас в республике исследования в области столь популярных нанотехнологий?

- Надеемся, что со временем фундаментальные разработки, которые есть в КазНЦ РАН, превратятся в новейшие технологии. Что же касается непосредственно нанотехнологий, так ведь многие мои коллеги работали с наночастицами и наноматериалами задолго до того, как появился этот модный термин “нано”.

Так, в КФТИ уже не одно десятилетие получают и исследуют наноструктуры, углеродные нанотрубки и спиновые кластеры, лежащие в основе новых материалов для квантовой информатики и оптоэлектроники. Госпремию РТ в 2008 году получил коллектив химиков под руководством академика А.Коновалова за работу “Супрамолекулярные системы на основе каликсаренов”, начатую еще в первой половине 90-х годов. На основе таких супрамолекулярных систем создаются наноматериалы, столь необходимые сейчас различным отраслям промышленности. Казань - в числе крупнейших центров супрамолекулярной химии не только в России, но и в мире.

За последние годы в институты КазНЦ РАН закуплено уникальное оборудование общей стоимостью около 600 миллионов рублей. Сегодня этот приборный комплекс позволяет исследовать любые наночастицы и наноматериалы. Более того, в конце прошлого года коллективный спектроаналитический центр ИОФХ признан государственной корпорацией “РОСНАНО” компетентным для сертификации продукции наноиндустрии. Но не только это. С помощью имеющегося в КазНЦ РАН новейшего оборудования можно проводить самые актуальные для науки исследования в различных направлениях. При этом каждый институт старается развивать какой-то свой метод. Микроскопией и хроматографией занимаются в институте биохимии и биофизики, “конек” КФТИ - парамагнитный резонанс, ИОФХ - лидер в области рентгеноструктурного анализа и ядерного магнитного резонанса. Такая специализация помогает более эффективно решать междисциплинарные научные задачи.

- Какие разработки ученые могут предложить практикам уже сейчас?

- Когда мы на Президиуме КазНЦ РАН обсуждали самые важные достижения прошедшего года, выяснилось, что есть немало результатов, внедрение которых в промышленность и в аграрный сектор позволит создавать конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировому уровню, а то и превосходящую его.

Так, специалистами КФТИ разработан и изготовлен медицинский магнитно-резонансный томограф “ТМР-0.06-КФТИ”, который введен в эксплуатацию в клинике Казанского государственного медицинского университета. Химиками ИОФХ создан метод контроля многопластовых нефтяных месторождений, позволяющий существенно упростить и ускорить исследование скважин, а также эффективно прогнозировать продуктивность пластов. Данная разработка уже реализована на 19 месторождениях Татарстана. Интересна работа сотрудников института механики и машиностроения КазНЦ РАН. Известно, что трещины - одна из причин разрушения конструкций. Однако их появление еще не означает полного разрушения. Ученые-механики решили проблему приостановки распространения трещины на твердых конструкциях, создав специальные накладки из термоориентированного материала. Наконец, биологи разработали способ, позволяющий быстро и эффективно размножать посадочный материал такой культуры, как гречиха татарская.

- Как КазНЦ РАН намерен выживать в условиях кризиса?

- Несомненно, кризис затронет и науку - вероятно, будет сокращено финансирование ряда программ, бюджет самой Российской академии наук уменьшится на 15 процентов. Но эти вынужденные меры не затронут защищенные статьи, в первую очередь фонд зарплаты. Надо сказать, что мы вступили в этот непростой для экономики год с определенным оптимизмом. Завершился пилотный проект, предложенный Правительством РФ для совершенствования структуры РАН. В рамках этого проекта мы первыми перешли на отраслевую систему оплаты труда. Базовые принципы по увеличению финансирования российской науки в последние годы сохранялись, что позволило поднять среднюю зарплату научного сотрудника в КазНЦ РАН до 25 тысяч рублей. Я уже упоминал, что мы закупали в эти годы современное оборудование. И тем не менее придется более активно включаться в решение проблем предприятий республики, заключая с ними хоздоговоры, выигрывать гранты российских и международных фондов, участвовать в программах РАН на конкурсной основе.

Думаю, паниковать не стоит. Мы вышли с честью из кризиса начала 90-х годов, когда финансирование науки сократилось в 17 раз, и устояли во время дефолта 1998 года. Наука в КазНЦ РАН высокого уровня, здесь сильные научные школы, которые определяют ее конкурентоспособность. Мы интегрированы с вузами Татарстана, у нас много талантливой молодежи, которая, я надеюсь, обеспечит будущее науки как России, так и Татарстана.

3
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии