Время и Деньги
02.02.2007 Бизнес

Банкротства бояться - прибыли не видать

Администрации, изо всех сил старающиеся избежать применения процедур несостоятельности на своей территории, можно понять. До того, как с появлением нашего комитета, а потом и профессионального сообщества кризис-менеджеров - Гильдии арбитражных управляющих РТ, в республике сформировалась четкая система финансового оздоровления организаций-должников, в этой области царил полный хаос. В этот-то период многие местные руководители и хлебнули лиха с непрофессиональными или хуже того - нечестными кризис-менеджерами, пытавшимися ловить рыбку в мутной воде. Под их руководством предприятие, которое можно было спасти, все больше хирело и наконец окончательно исчезало с карты района. Арбитражный уходил на другой объект, а чиновники оставались расхлебывать заваренную им кашу. Эти-то “герои” антикризисного управления, большинство из которых за свои “подвиги” давно вытеснено из данного бизнеса профессиональным сообществом, сумели бросить тень на саму идею оздоровления предприятия через процедуры несостоятельности, и теперь другим кризис-менеджерам приходится тратить бездну усилий, чтобы исправить положение. Не расположило власти на местах к процедурам несостоятельности и формальное применение закона, чем также грешили некоторые арбитражные. Нередко это сводилось к тому, что кризис-менеджер, стремясь избавиться от проблем, ставил администрацию перед фактом, передавая району социальные фонды. Был случай, когда совершенно не подготовленную к сезону котельную районная администрация получала в ноябре. Пока соответствующие службы пытались привести ее в надлежащее состояние, жильцы сидели без тепла, а все шишки сыпались на районных чиновников.

Боятся в районах и того, что “под нож” могут пойти жизненно важные для них предприятия, что чревато ростом социальной напряженности. Конечно, Министерство экономики и промышленности РТ располагает перечнем социально значимых предприятий, которые в праве рассчитывать на особый подход при проведении процедур. Однако мы порой не учитываем, что перечень этот составляется в масштабе республики, то есть туда входят крупные предприятия с большим количеством работников, от деятельности которых зависит бюджет Татарстана. Но, если составить аналогичный список для каждого отдельно взятого района, то туда попадут заводы, фабрики и хозяйства, значение которых не понять из Казани. Сколько у нас в республике поселков, где все жители работают на одном-единственном предприятии, потому что поблизости больше ничего нет? Не пересчитать. И ведь это предприятие не только содержит своих работников, выплачивая им зарплату. От его финансовой деятельности зависит состояние дорог, жилищно-коммунального, транспортного хозяйства и многих других служб. Все это сейчас финансируется из местного бюджета. Таким образом, страх администраций потерять бюджетообразующие и к тому же обеспечивающие заработок большинству жителей района предприятия и логически вполне объясним, и по-человечески понятен.

Но попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны. Рентабельные, успешно работающие предприятия, как известно, не банкротят. У них просто нет кредиторов, годами ожидающих своих денег и, в конце концов, теряющих терпение. Если над предприятием висит угроза инициирования процедур, значит, оно имеет значительную просроченную задолженность. Перед кем? Обычно этот список стандартен: коммерческие кредиторы, государство, собственные работники. Применительно к предприятию районного значения, это означает, что оно не в состоянии платить налоги в местный бюджет. То есть на все перечисленные выше районные нужды денег не дает. Не получают зарплату и его работники, которым, из-за географической удаленности поселка от других населенных пунктов больше некуда податься. В результате и работники, и район в целом оказываются заложниками финансовых проблем предприятия. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: все, чего так опасается местная администрация, уже произошло. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям: либо предприятие, фактически являясь банкротом и не предпринимая никаких усилий для преодоления кризиса, постепенно умрет, либо там будет инициирована процедура и оно получит шанс на выживание. Если будет избран второй путь, район в конечном итоге получит сильные, финансово стабильные предприятия, наполняющие местный бюджет и обеспечивающие достойный уровень жизни своим работникам. Если же выбор будет иным, и район, и предприятия, оказавшиеся в подобной ситуации, можно только пожалеть. Образно говоря, они стоят на краю пропасти и собираются шагнуть вперед. В некоторых районах администрация и руководители предприятий так панически боятся введения процедур, что прибегают даже к организации преднамеренного банкротства. Однако в смысле кардинального решения проблем это ни к чему не ведет. Болезнь просто загоняется внутрь, где продолжает развиваться.

Теперь, когда основными задачами комитета стали защита интересов собственности и внедрение перспективных антикризисных технологий, наши специалисты занимаются разъяснительной работой в районах. Это и выездные семинары, и встречи с руководителями местных администраций и предприятий. Мы говорим, что такое заболевание, как финансово-хозяйственный кризис, надо лечить, а не игнорировать. Убивать же больного никто не собирается. На семинарах даются и конкретные схемы оздоровления предприятий, причем упор делается на то, что непременно с участием местных администраций будет составлен перечень социально значимых для района предприятий. Участие местных властей для нас очень важно. Кто кроме них может в полной мере оценить значение завода или фабрики? И наша позиция по этому вопросу находит отклик. Тем более, что уже есть положительные примеры преодоления кризиса в экономиках некоторых районов, которые сотрудничают с комитетом уже давно. В первую очередь это Нижнекамск, занимающий первое место в республике по активности применения процедур несостоятельности. Многие предприятия этого региона встают на ноги именно благодаря использованию процедур несостоятельности. Только сотрудничество администрации с нашим комитетом сделает применение института несостоятельности более эффективным и создаст реальные условия для решения таких важных государственных задач, как ликвидация просроченной кредиторской задолженности, включая задолженность по заработной плате, снижение доли убыточных предприятий, оказание поддержки малому и среднему бизнесу.

Кроме того, на данный момент поставлена мощная преграда появлению в районах недобросовестных арбитражных управляющих. Это наличие в республике профессионального сообщества кризис-менеджеров, которое само отделяет зерна от плевел. Подавая заявление на банкротство в Арбитражный суд, должник должен указать то профессиональное сообщество арбитражных управляющих, которому он доверяет и к услугам которого хочет прибегнуть. Напомню, что по новому Закону РФ “О несостоятельности (банкротстве)” именно руководители предприятий обязаны обращаться в Арбитражный суд с заявлением об инициировании процедуры несостоятельности. В противном случае их ждет административная ответственность вплоть до дисквалификации на срок до трех лет. Именно такую меру наказания предусматривает Кодекс РФ об административных правонарушениях. В этой связи хотелось бы призвать директоров предприятий ответственно отнестись к требованиям закона. Тем более что в большинстве случаев введение процедуры - реальная для предприятия-банкрота возможность покончить с нищенским существованием и вернуться в экономику сильным и конкурентоспособным. Что же касается районных администраций, то они должны держать ситуацию на контроле, в том числе и в выборе должником профессионального сообщества. Кстати, практика показывает, что предприятия-должники чаще всего оказывают доверие Гильдии арбитражных управляющих РТ. Во многом такая тенденция оправдана. Ведь ее кризис-менеджеры уже давно работают в республике и хорошо известны. Возможно, что в скором времени гильдия сможет завоевать такой же авторитет и в России в целом.

На сегодняшний день есть множество схем оздоровления предприятий. Какую из них применить - можно решить лишь исходя из конкретной ситуации. Институт несостоятельности позволяет избавиться от лишних основных фондов, мертвым грузом висящих на предприятии. В ряде случаев, с помощью него возможно законным экономическим способом нейтрализовать последствия преднамеренного банкротства. Огромная роль в решении данной проблемы принадлежит и предпринимательскому ресурсу. Институт несостоятельности позволяет оперативно соединить обремененное долгами имущество и частную инициативу через реструктуризацию, или, как ее сейчас по-новому называют, замещение активов. Особенно удачно, на мой взгляд, такую схему можно применить на предприятиях ЖКХ - отрасли, вопрос о реформировании которой сейчас стоит так остро. В результате выиграют все: и администрация, и работники, и бизнесмены, которую займут на рынке новую нишу.

Порой главы администраций сетуют на то, что процедуры несостоятельности не приносят результата. Однако дело, как правило, бывает в единичности этих процедур и отсутствии системного подхода. Нужно иметь в виду, что только взаимодействие администраций с комитетом по антикризисному управлению и профессиональным сообществом кризис-менеджеров, учитывающее отраслевую специфику и инвестиционный климат районов и направленное на скорейшую реализацию программы финансового оздоровления с применением перспективных антикризисных технологий, способно изменить ситуацию в лучшую сторону.

6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии