Время и Деньги
17.06.2009 Общество

Черный дождь

Недавно мэр Москвы Юрий Лужков предложил вспомнить, как актуальные, проекты изменения течения сибирских рек. Но некоторые предполагают, что если дела и дальше пойдут так, как сейчас, реки потекут вспять сами собой. И этим веселье не закончится.

Максим Теплый. Казнить Шарпея. Москва: АСТ: АСТ Москва, 2009.

Главная интрига этой книги - ее авторство. Кто написал роман, неизвестно. Но, вероятно, этот политический детектив из жизни новой России создан непосредственно участником событий. Со слов человека, передавшего рукопись в редакцию, это персона, которую мы видим на высокой политической трибуне в выпусках новостей почти каждый день. Как поведал посредник, рукопись предлагалась на оценку трем экспертам - бывшему кандидату в Президенты России, главному редактору всенародно популярного московского радио и известному писателю. Все трое, признавая достоинства рукописи, наотрез отказались написать о ней хотя бы несколько фраз, требуя раскрытия псевдонима. Наверное, дело в том, что автор намеренно щекочет нервы тем, кто причастен к спецслужбам, или на высоком уровне занимается политикой. Нагнетанию атмосферы таинственности способствует и авторское предупреждение о том, что в книге нет ни одного персонажа, списанного с реального человека. Даже Брежнев, Андропов и Ельцин, не говоря уж о Президенте России, - персонажи вымышленные. И вообще все описанное - плод авторского воображения. Однако...

Помощник председателя Государственной Думы Каленин никогда не задумывался о том, что ждать смерти так страшно. Почему-то он всегда думал, что произойдет это не скоро, а главное - мгновенно. Но когда ему аккуратно заклеили рот скотчем, связали руки и ноги и бросили в багажник, он понял, что ошибался. И ведь еще несколько дней назад ничто не предвещало трагической развязки. Пока на горизонте не появился отставной генерал-майор КГБ Игнатов. Фигура примечательная. Когда-то он был одним из немногих, кому явно симпатизировал Андропов, и выполнял самые изощренные разведывательные задания. Еще до перестройки он представил руководству страны записку, в которой рисовал сценарий неизбежного политического и экономического развала, если не будут предприняты неординарные меры, по тем временам крамольные, вроде свободы мелкого предпринимательства. За такие настроения офицера едва не уволили... Но теперь Игнатов задумал революцию покруче. Он решил методом террора принудить к публичному покаянию за прошлые грехи Президента России (прозвище в высших политических кругах - Шарпей, за внешнее сходство с этой породой). Цель генерала - разрушение режима. А это возможно лишь в атмосфере тотального страха для определенной части населения, когда продажные чиновники поголовно начнут прятать жен и детей за границей, опасаясь за их и свое будущее, когда глава правительства пару раз обнаружит муляж взрывного устройства в собственном клозете.

Видимо, главная прелесть книги в том, что в ней трудно провести границу между вымыслом и реальной жизнью. Тем более что некоторые политические фигуры опознаются с достаточной степенью четкости... Примечательно, что идея индивидуального террора по отношению к совершенно определенной части общества получает все большую популярность в литературе.

Евгений Зубарев. 2012: Хроники смутного времени. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2008.

Этот роман продолжает тему большой народной любви к властям всех уровней.

2112 год. Зародившись на Дальнем Востоке, по стране до самого Калининграда мутной волной прошла волна беспорядков. Но на этом дело не закончилось. Погромы распространились на всю Европу, Северную Африку и Ближний Восток, дошли они, в конце концов, и до США. Это был совершенно загадочный феномен массового помешательства миллионов доселе вроде бы нормальных людей, впадающих в революционное неистовство от одного вида представителей власти. Шевелящаяся, кричащая, злая толпа ловила ритм своего яростного крика, и тогда в общем хаосе был отчетливо слышен “Интернационал”.

Найдись среди этих толп хоть один решительный, бескомпромиссный гражданин, - от Кремля, Смольного и других подобных учреждений не осталось бы и камня на камне. Но, начавшись в духе скорее политико-экономического протеста, беспорядки вовлекли в оборот самых отпетых отморозков и стали уже просто погромами. Люди постепенно превращались ко всему, кроме элементарного, в равнодушных животных, в безликую массу дерьма, еще недавно по ошибке считавшуюся хомо сапиенсами. И теперь вас могли ограбить или убить ближайшие соседи - те самые, что раньше придерживали дверь, когда вы выносили из подъезда коляску с ребенком.

Власть в России перешла к бандитам всех мастей. Толпы распоясавшихся мародеров в открытую грабили города. Вокруг Москвы, еще держащейся силами военных, образовалось кольцо бандитских лагерей, ждущих, когда у столицы кончится воля к сопротивлению, - Кольцо Ожидания. А может быть, так и должно быть? Ведь вольготно живущим в этом городе людям плевать на свою столицу и тем более - на страну. Так, может, пусть их? Пусть их всех поставят к стенке (это в лучшем случае) и заставят подумать о чем-то большем, чем двухдверный спорткар и вилла на Рублевке. Похоже, прав был Кутузов - чтобы спасти Россию, надо сначала сжечь Москву. Так пусть она горит - раньше начнется, быстрее закончится.

Правительство не контролирует ситуацию - значит, власть должна перейти в руки тех, кто способен это делать. Герою книги - только демобилизовавшемуся солдату волей судьбы предстоит стать вожаком единственной реально организованной и действенной силы в стране, способной ответить ударом на удар. Никаких переговоров, крыс надо уничтожать. Лозунги просты: “Мы сами!”, “Не бойся!”, “Стреляй первым!”

Необходимо отметить лютую “симпатию” автора к правоохранительным органам.

Сергей Алексеев. Россия: Мы и мир. Москва: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008.

Катастрофа произойдет на грани двух исторических витков - в 2021-м. Но первые ее признаки появятся двумя годами раньше. На Ямале и Гыданском полуострове произойдет несколько необъяснимых разрывов трубопроводов, которые починят и скоро забудут. Но среди зимы в промороженной тундре возле нефтегазовых месторождений появятся первые меридиональные трещины длиной до пяти километров. К весне между ними обнаружат несколько провалов небольших площадок. Окончательно неустойчивый баланс нарушат взрывы, которые для притока нефти произведут на нескольких активно разрабатываемых нефтегазоносных месторождениях. Начнут деформироваться и рваться нитки нефте- и газопроводов, однако основной причиной аварий назовут дождливую осень и холодную зиму. Тревогу поднимут только весной, когда растают снега, а половодья не случится. Пока ученые будут выдвигать гипотезы (хотя будут отлично знать, что происходит), на месторождениях отметят сбой реперов и разрыв автодорожных насыпей. Летом 2020 года станет ясно, что началось затопление Западно-Сибирской низменности. Ямал уйдет под воду целиком, с карты исчезнет Ямало-Ненецкий автономный округ. На короткое время сбудутся мечты перебросчиков сибирских рек: Обь потечет вспять, соленая вода Карского моря хлынет на просторы Ханты-Мансийского автономного округа. Сургут и Нижневартовск окажутся на дне моря, которое назовут Западно-Сибирским - мелкое, с пологими, заболоченными берегами, но с глубокими впадинами на месте промыслов, до предела загрязненное нефтью, с нерегулируемым выбросом газа из аварийных скважин. Скапливаясь в атмосфере, он будет взрываться подобно вакуумным зарядам. Поскольку в атмосфере постоянно будет висеть сажа от сгоревшей нефти, пойдут черные дожди. Вскоре эта сажа выпадет на льды Северного полюса и Гренландии, что вызовет активное их таяние и стремительное повышение уровня Мирового океана. Экспорт нефти из России упадет до минимума. Месторождений Поволжья и Восточной Сибири едва хватит на внутренние нужды. Стоимость нефтепродуктов вырастет настолько, что на обочинах улиц и дорог вырастут огромные автомобильные кладбища... Подобные прогнозы можно было бы посчитать выдумкой, если бы хозяева скважин и месторождений и крупнейшие нефте- и газодобывающие компании и на самом деле не осознавали, что это ближайшее будущее. Осознавали и продолжали игнорировать истинное положение дел, стремясь скорее урвать что только возможно легким путем.

Но это один из сюжетов книги философа Сергея Алексеева, чьи, мягко говоря, необычные рассуждения о русских языке, истории (например, о татаро-монгольском иге), национальном характере приводят к достаточно неожиданному ответу на главный вопрос книги: “Кто мы ныне?”

Самые популярные книги февраля (по данным магазина "Книжный двор"):

Алексей Колышевский. Изгои: Роман о беглых олигархах. Москва: Эксмо, 2009.

Книга посвящена новой русской эмиграции в Лондоне - людям, которым удалось прихватить с собой не один миллион, но при этом оставить на Родине неулаженные юридические вопросы. Автор обнажает полную авантюризма и коррупции тайную жизнь российских олигархов в эмиграции. Чего боятся ускользнувшие с просторов Родины нувориши? Как тратят свои миллионы? В романе также поднимается небезызвестная история с полонием... “В Лондоне - этом центре современной респектабельной эмиграции - вы не найдете ни лузеров, ни грассирующих потомков, никого, с кем в принципе ассоциировалось когда-то понятие “невозвращенец”. Высшее общество живет в собственных особняках, выкупленных у осколков английской чопорной аристократии, не устоявшей перед безграничной русской финансовой возможностью”.

Гай Юлий Орловский. Ричард Длинные Руки - маркграф. Москва: Эксмо, 2009.

Непросто нанести поражение сильному противнику. Еще труднее остаться в захваченном королевстве и удержаться, когда в противниках не только блистательные и гордые рыцари, но маги, тролли, оборотни, колдуны и волшебники. Но опаснее всех могущественные лорды, владеющие летательными аппаратами!

Тесс Герритсен. Химера. Москва: Книжный клуб 36.6, 2009.

Странные - и страшные - микроорганизмы становятся объектом научных исследований на Международной космической станции. Настолько страшные, что исследования оборачиваются серией жутких смертей, а сами микроорганизмы, получившие название “Химера”, могут стать причиной чудовищной биокатастрофы на Земле; да что там катастрофа - под угрозой жизнь всей человеческой цивилизации! В борьбу с бедствием вступают врачи на Земле и астронавты в космосе.

Это не только медицинский триллер, но и роман о торжестве любви.

Экономика:

1. Клотер Рапай. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008.

2. Никита Кричевский, Владислав Иноземцев. Экономика здравого смысла. Москва: Алгоритм: Эксмо, 2009.

3. Исаак Беккер. Не потеряй! О чем умолчал "папа" Кийосаки? Философия здравого смысла для частного инвестора, Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии