Время и Деньги
21.10.2007 Спорт

Сергей КОТОВ: “Мои друзья остались в Казани”

Долгожданный разговор с наставником “Крылышек” состоялся после матча последнего тура регулярного чемпионата, в котором казанцы в очередной раз не сумели победить москвичей. В последний раз в рамках чемпионата страны в основное время “Ак барс” побеждал “Крылья Советов” в октябре 1996 года! А всего через пару недель Сергей Котов, написав заявление об уходе из “Крыльев”, вернулся на родину и приступил к работе в качестве помощника главного тренера “Ак барса”.

- А вы сами считаете себя воспитанником казанского хоккея?

- Да, конечно. Основную школу я прошел именно в СК им.Урицкого, а уехал из Казани, только получив повестку на службу в рядах Советской армии. То есть перешел в куйбышевский СКА вместе, кстати, с одним из нынешних тренеров “Ак барса” Всеволодом Елфимовым. Потом перевели в ЦСКА, так и остался в Москве.

- Получается, что на сегодняшний день вы остаетесь единственным казанцем - главным тренером клуба суперлиги?

- В прошлом, да. На сегодняшний день “Крылья Советов” уже не играют в суперлиге, и лишь возможное расширение рядов до 20 команд позволит нашему клубу сохранить прописку в верхнем эшелоне отечественного хоккея.

- Поддерживаете ли вы какие-нибудь связи с Казанью?

- Естественно. У меня в Казани осталось очень много друзей, в первую очередь Сева Елфимов, Гена Маслов - я с ними вместе играл. Живут в Казани моя мама, брат и сестра.

- Отчего, на ваш взгляд, так получается, что игроки из Казани играют во многих командах, а из тренеров мы знаем только одного - Сергея Котова?

- Даже не знаю. Я не собираюсь проводить никаких параллелей. Так получилось, что я после окончания карьеры игрока пошел работать в школу “Крыльев Советов”, где провел 11 сезонов, тогда и понял окончательно, что это именно то дело, за которое я могу браться.

- Вы немало поиграли в “Крыльях”, стали здесь чемпионом СССР, осели наконец в столице. А вот ваш друг Геннадий Маслов провел в “Крыльях Советов” всего два сезона и вернулся в Казань...

- Обстоятельства сложились так, что, “отслужив” по сезону в СКА и ЦСКА, я собрался было ехать домой в Казань. Однако остановил Борис Кулагин, видевший меня в ЦСКА. Разговор получился примерно таким: разница между сегодняшним “Ак барсом” и СК им. Урицкого очень велика, а в то время казанцы играли в первой лиге чемпионата СССР. Так вот, Кулагин предложил мне место в основном составе команды высшей лиги, “Крыльях Советов”, в четвертом клубе по рейтингу начала - середины 70-х годов прошлого века. К тому времени из ЦСКА в “Крылья” были отпущены молодые форварды Лебедев, Анисин, Бодунов, они младше меня на год, но перебрались в Сетунь также на год раньше меня. Я попал во второй поток армейского десанта в “Крылья” - Репнев, Тюрин, Глухов, Котов. У меня появилась заманчивая перспектива - возможность сыграть среди сильнейших, нужно было попробовать, тем более что в ЦСКА я сыграл всего 9 или 10 матчей. Очень хотелось доказать прежде всего самому себе, что я могу здесь играть. Только по этой причине я и остался в Москве, как оказалось, на 30 лет. Возвращаясь в середину 70-х, с удовольствием вспоминаю нашу молодую, задорную команду с огромным положительным энергетическим зарядом. Теперь я хорошо понимаю, как нам удалось так удачно противостоять великому ЦСКА и более престижным в столице “Спартаку” и “Динамо”. На 80-85 процентов “Крылья Советов” состояли из

20-22-летних игроков, умело использованных Борисом Кулагиным.

- Мог ли, по-вашему, Геннадий Маслов, оставшись в высшей лиге, добиться такой же феноменальной результативности, как в первой лиге, где он намолотил 556 шайб?

- Не думаю. Все-таки в высшей лиге нападающим было гораздо сложнее, с ними играли заметно плотнее. Даже не говоря конкретно о Маслове, можно сделать вывод, что чем выше уровень соревнований, тем сложнее забивать шайбы.

- Ваши одноклубники по “Крыльям Советов” - Виктор Кузнецов, увы, покойный, воспитанник свердловского хоккея, и Владимир Крикунов из Кирово-Чепецка - в разные годы достаточно успешно тренировали “Ак барс”. А у вас не было подобного варианта?

- Определенные предпосылки были, но в итоге ничего серьезного не получилось. А вот если в будущем у меня будут приглашения из Казани, я буду очень рад этому. В “Крылья Советов” я в качестве главного тренера приходил трижды...

- Кому как не главному тренеру “Крыльев Советов”, которые бывший наставник “Ак барса” Юрий Моисеев прошлой осенью назвал “самой противной” для казанцев командой, объяснить причины особых отношений наших клубов...

- Многие пытаются провести здесь какую-то параллель, не думаю, что это уместно. Просто мы удачно играем с вами, возможно, из-за того, что нашли более или менее удачный ключ к разрушению атак “Ак барса”. С другой стороны, очень удачно именно против “Ак барса” играют наши вратари - что в прошлом сезоне Глебов и Тортунов, что в нынешнем Глебов и Егоров. Не исключаю, разумеется, определенной доли везения, случай, но опять же - как раз в матчах с вашей командой. Хотя со многими гораздо менее сильными соперниками у нас игра не идет. Поэтому мне трудно найти какие-то особенные секреты во взаимоотношениях “Крыльев Советов” и “Ак барса”. Многое объясняет хороший настрой нашей команды на казанцев. Мои ребята уверены в том, что сыграют здорово, и опыт предыдущих встреч помогает им сыграть удачнее с очень сильным соперником. Просто настрой совершенно иной, чем на другие команды, поэтому и результаты совсем другие.

- Продолжится ли традиционный кадровый обмен между Казанью и Сетунью?

- Думаю, что да, наверное. Потому что в условиях сегодняшнего открытого рынка в нашем хоккее игроки постоянно ищут лучшие условия, а “Ак барс” справедливо считается одним из самых солидных во всех отношениях клубом. И если “Ак барс” заинтересуется кем-либо из наших игроков, то им будет трудно отказаться. Команда очень сильная и всегда борется за самые высокие места, конечно, в “Ак барсе” даже просто играть очень интересно.

- Возвращаясь к “Крыльям”: так удачно сыграв в прошлом сезоне, в нынешнем вы провалились. В чем корни неудач - финансовые проблемы или чисто игровые?

- Причин много. Во-первых, безобразно проведенное лето - мы три месяца сидели без зарплаты, игроки покидали команду, про которую было неясно, будет ли она вообще где-либо играть. Хотя руководство постоянно заверяло нас, что все будет хорошо, нормально, но ребята уходили... Так что предсезонная подготовка была практически сорвана.

4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии