Время и Деньги
12.07.2009 Общество

Скверный анекдот

Предстоящее 4 апреля 60-летие НАТО приправлено новостью о скором возвращении в эту организацию Франции, и все это - под соусом мирового финансового кризиса (что немаловажно, начавшегося в США), - такое североатлантическое блюдо заставляет вспомнить историю почти полувековой давности.

21 февраля 1966 года президент Шарль де Голль вывел Францию из военной организации НАТО (но республика продолжала участвовать в работе политических структур альянса), покончив тем самым и с чужим военным присутствием во Франции, и с использованием ее военной силы в чужих интересах. В международной политике страна заняла антиамериканскую позицию и сблизилась с СССР. Но годом ранее генерал отколол еще более веселый номер.

Как-то бывший министр финансов Жозеф Кайо, популярно объясняя де Голлю, как сложилась послевоенная международная финансовая система, рассказал такой анекдот. На аукционе выставили картину Рафаэля. Араб предложил за нее нефть, немец - технику, русский - золото, а американец, вдвое взвинтив цену, приобрел шедевр за 10 тысяч долларов. "В чем же трюк?" - не понял де Голль. "А в том, - ответил Кайо, - что американец купил Рафаэля... за три доллара, ведь стоимость бумаги, на которой напечатана одна стодолларовая банкнота, - всего три цента". Три формально золотых цента… Де Голль об анекдоте не забыл, и с течением времени доллар в качестве навязанного эквивалента золота становился для него все более раздражающим фактором. В конце концов генерал предложил вернуться к системе, существовавшей в международных расчетах до мировых войн, то есть закрепить роль всеобщего эквивалента за золотом, а не за долларом. И заявил о решимости, в соответствии с законом, обменять французские доллары на золото. В Вашингтоне поначалу решили, что француз просто пугает. Но вскоре к берегам Нового Света отправился первый "денежный" пароход с 750 миллионами долларов на борту. За них французы получили 825 тонн желтого металла. А на подходе был второй транспорт с такой же суммой… К концу 1965 года из 5,5 миллиарда долларов французских золотовалютных резервов в "зеленых" оставалось не более 800 миллионов. Некоторые утверждают, что именно за это в мае 1968-го де Голлю устроили знаменитые студенческие волнения, в результате которых он был вынужден уйти в отставку.

Но в итоге демарш француза, создав опаснейший для Америки прецедент, лишь все усугубил. Хотя и не так прямолинейно, как французы, но потянулись в "обменники" немцы, канадцы, японцы. В марте 1968 года американцы ограничили свободный обмен долларов на золото. А 15 августа 1971-го Ричард Никсон объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара. МВФ оставалось лишь подтвердить это решение, и с января 1978 года благородный металл совсем ушел из международных расчетов, а доллар, по сути, заменил его в качестве всеобщего эквивалента.

Но как бы там ни было, де Голль мотивировал свои действия так: "Пока западные страны Старого Света находятся в подчинении у Нового Света, Европа не может стать европейской". Объясняя нынешнее сближение с НАТО, министр обороны Франции Эрве Морен заявил на первый взгляд примерно то же: общая оборонная политика в Европе не состоится, если Париж не прояснит свою позицию в НАТО. Но кто заправляет в Североатлантическом альянсе, понятно. И заявления Саркози о том, что его целью является завоевание лидерства в блоке, многими воспринимаются лишь как чистая риторика. Ведь еще свежи воспоминания о вызвавшем пять лет назад переполох в Белом доме иимо, потому почившем в бозе соглашении Великобритании, Германии и Франции по коллективной европейской обороне. Оно принципиально решало вопрос о выходе этих стран из-под опеки НАТО.

Да, Саркози, как и де Голль, не чужд экстравагантностей. Но все они почему-то больше напоминают поведение поп-звезд, чего о генерале сказать уж точно было нельзя.
22
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии