Время и Деньги
15.07.2009 Общество

Жизнь в минус. Татарстанцы жалуются в профсоюзы на зарплаты ниже прожиточного минимума

Темпы роста зарплаты упали втрое, а реальные доходы и вовсе ушли в минус по сравнению с 2008-м годом. Об этом заявила председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова на X заседании Совета Федерации профсоюзов Татарстана по итогам выполнения ежегодного республиканского трехстороннего Соглашения по реализации социального партнерства между правительством Татарстана, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ и Торгово-промышленной палатой РТ.

Профсоюзные лидеры отмечают все большее число случаев умышленного нарушения трудового законодательства работодателями - "под шумок" кризиса, в обход профсоюза. В качестве контрмер предлагается возродить Фонд занятости, ввести страхование занятости и изменить закон о банкротстве в пользу первоочередности прав работников.

Таял прошлогодний снег…

Заседание начали с "подслащенной пилюли" в виде позитивных итогов 2008 года. Как сообщила Татьяна Водопьянова, по состоянию на 1 января 2009 года в республике действовали 22 отраслевых, 130 отраслевых территориальных и 45 территориальных соглашений о социальном партнерстве. Трудовые взаимоотношения более чем 900 тысяч татарстанцев регулировалась 4826 коллективными договорами, а серый рынок труда, в свою очередь, ужался на 14% по сравнению с 2007 годом. Численность "работающих бедных", получающих зарплату ниже прожиточного минимума (4330 рублей), сократилась за прошлый год в 1,5 раза, составив 18% от общей численности работающих татарстанцев (27% в 2007 году).

Поводом для профсоюзной гордости по итогам 2008 года оказалось увеличение среднемесячной заработной платы в реальном секторе экономики Татарстана на 26,3% - до 14,8 тыс. рублей. Однако наши 14,8 тыс. рублей все равно на 14% не дотянули до среднероссийского уровня.

В свою очередь зарплата бюджетников РТ хотя и выросла за счет доплат и премиальных на 30%, не дотянула до уровня 80% от среднереспубликанской, как было предусмотрено соглашением-2008. Так, в здравоохранении и "социалке" оплата труда составила лишь 68,5% от средней по РТ (чуть более 10 тыс. рублей), в образовании - 58,2% (8,6 тыс. рублей), в отрасли культуры - 44,8% (6,6 тыс. рублей, то есть ниже минимального потребительского бюджета).

Помнится, перспектива невыполнения обязательства по повышению зарплаты бюджетникам стала очевидна еще в середине прошлого года, и это обстоятельство обозначалось тогда чуть ли не как единственный серьезно-негативный аспект выполнения республиканского соглашения о социальном партнерстве. Однако, как верно отметила вчера Татьяна Водопьянова, все познается в сравнении. Социально-экономические неудачи прошлого года могут показаться детскими шалостями перед испытанием глобальным кризисом.

Страшный сон Минтруда

Полагаю, что большинство согласится с мнением председателя профкома профсоюза машиностроителей РТ Лидией Павловой - накануне кризиса, в 2007-2008 годах, наш многострадальный рынок труда, наконец, нормально заработал. Канула в прошлое задолженность по зарплате, вырос спрос на квалифицированные кадры. А вот свежие данные еженедельного мониторинга на рынке труда республики, проводимого Федерацией профсоюзов в марте 2009 года. Уровень официальной безработицы приблизился к 5% занятого населения. В режиме неполной занятости находятся сегодня 70% предприятий. Профсоюзные лидеры с сожалением констатируют, что все предприятия запрашивают период введения режима неполного рабочего времени по максимуму - на полгода. При этом работодатель обязан согласовывать с профсоюзом и органами занятости не только факт ввода режима неполной занятости, но и факт выхода из этого режима. "Если на кону стоит, с одной стороны, переход на неполную занятость, а с другой стороны - увольнение сотен работников при стремлении работодателя вернуться к полной загрузке, профсоюз может запретить предприятию выход из режима неполного рабочего дня. И такие примеры уже были", - отмечает Лидия Павлова.

На каждом девятом предприятии продолжаются сокращения кадров, каждое третье имеет сегодня задолженность по зарплате (IV квартал 2008 года возродил уже забытую проблему, увеличив долги по оплате труда за год в 17 раз), каждый десятый работодатель не выполняет отдельные нормы коллективных договоров, либо приостанавливает их действие. Повсеместно сокращаются размеры премий, не предоставляются установленные законом льготы. По информации профсоюзов, сегодня в республике более 100 тысяч человек имеют высокий риск увольнения. А с учетом того, что регистрация в качестве безработного - процесс, занимающий время, реальные масштабы безработицы точной оценке не поддаются.

Но даже те "счастливчики", кто уже получил официальный статус безработного и рассчитывает на заявленное государством увеличенное пособие и расширенный список критериев для его получения, могут остаться в глубоком разочаровании. Действительно, максимальный размер пособия по безработице сегодня установлен в размере 4900 рублей. Однако в случае, если работник пришел с "серого" рынка труда, либо ему платили большую часть зарплаты "в конверте", либо он (допустим, под давлением работодателя) написал при увольнении "по собственному" - он может рассчитывать лишь на минимальное пособие в размере 850 рублей, что составляет всего 20% (!) от МРОТ.

Что касается таких заявленных мер поддержки занятости, как общественные работы, переобучение, самозанятость и трудовая миграция, то здесь пока больше красивых слов, чем реального эффекта. Самое масштабное направление (по финансированию и количеству создаваемых рабочих мест) - общественные работы. Практически в Казани общественные работы организованы на двух предприятиях текстильной отрасли и в ТП "Химград" - для своих же работников.

"Не виноваты мы, кризис сам пришел!"

По словам Татьяны Водопьяновой, с большой пробуксовкой идет переговорный процесс профсоюзов и работодателей по поводу перезаключения коллективных договоров. Оно и понятно - кому же хочется вешать на себя обязательства, жизнеспособность которых сомнительна в условиях нынешней нестабильности. Кроме того, профсоюзные лидеры отмечают, что работодатели, ссылаясь на кризис, все чаще обращаются за разрешением убрать из коллективных договоров льготы, положенные тем или иным категориям работников по трудовому законодательству. Например, отказывают беременным сотрудницам в очередном отпуске перед декретным, учащимся - в отпусках на время сессии, и т.д.

Кстати, столь "популярная" сегодня мера, как отправка работников в административные отпуска без сохранения заработной платы, в Трудовом кодексе вообще отсутствует, а значит, незаконна. Как пояснила Лидия Павлова, трудовое законодательство предусматривает два варианта простоя, в результате которого работники могут быть отправлены в вынужденные отпуска - по вине, либо не по вине работодателя. Оба типа вынужденных отпусков оплачиваются. Но очевидно, что во втором случае работодателю позволено сэкономить на тех минимальных выплатах, что положены в данном случае сотрудникам - он платит по ставке 2/3 от минимального тарифа. Именно поэтому Татьяна Водопьянова особо подчеркивает важность такого профсоюзного достижения по итогам прошлого года, как установление тарифа 1-го разряда выше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения на каждом третьем промышленном предприятии (ПМТР - 4251 рубль на IV квартал 2008 года).

Стойкий оловянный бюджетник

Но все страдания работников коммерческих организаций просто меркнут перед финансовой стойкостью бюджетников. Шутка ли - прожить на чуть более 2700 рублей, работая в сфере культуры нефтяной столицы Татарстана! Такие данные привел на заседании профсоюзов РТ председатель рескома профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Альметьевска Марсиль Шарифуллин. А ведь бюджетники - это наше "все": учителя, врачи, воспитатели в детсадах. По признанию Татьяны Водопьяновой, сегодня профсоюзы завалены обращениями от работников (главным образом бюджетной сферы), получающих зарплату ниже прожиточного минимума. Как сообщила председатель профсоюза работников здравоохранения РТ Гульнар Хуснутдинова, целый ряд учреждений информировали профсоюз о выплате заработной платы ниже ПМ, т.е. меньше 4330 рублей. "Но дополнительных средств просто нет, фонд оплаты не резиновый!", - с горечью отметила лидер профсоюза медработников. Более того, по словам Хуснутдиновой, уравниловка в оплате труда низкоквалифицированного и высококвалифицированного медперсонала ("премиальные врачей пойдут на зарплату санитаркам") приведет к ухудшению уровня жизни врачей и, соответственно, качества медицинских услуг.

Страхование от нищеты

Подводя итоги заседания Федерации профсоюзов, Водопьянова сообщила, что профсоюзы уже довели до законодателей и будут добиваться срочной индексации минимального размера оплаты труда (МРОТ), пенсий и пособий по безработице. Кроме того, профсоюзы ратуют за воссоздание государственного Фонда занятости, внедрение страхования от безработицы и защиты интересов работников при процедуре банкротства. Последний аспект, если его оставить без изменений, в условиях кризисной волны банкротств может принять форму социальной катастрофы. Согласно действующему закону, в случае запуска процедуры финансовой несостоятельности организации зарплата трудовому коллективу имеет вторичную очередность. В результате, по данным Федерации профсоюзов РТ, только за последние два-три года на "банкротных" предприятиях "висит" свыше 38 млн. рублей непогашенных долгов по оплате труда.

Татьяна Водопьянова считает, что сегодня у правительства, профсоюзов и предприятий одна задача - выстоять. Однако такой показатель, как предел прочности работающих граждан, от которого, в конечном счете, и зависит стабильность государства и бизнеса, в официальной статистике не значится.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии