Время и Деньги
10.08.2010 Экономика

Закономерности кризиса

Все экономические кризисы прошлого оказывали определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных институтов. Маловероятно, что нынешний кризис станет исключением.

Последствия для государства

Традиционно в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. Джей Лейбовитц, автор книги "Противостоя кризису человеческого капитала в федеральном правительстве", отмечает, что секрет их успеха крайне прост: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

Роберт Хиггс, автор книги "Кризис и Левиафан: критические эпизоды роста американского правительства", отмечает, что результатом этих процессов, как правило, становится улучшение качества бюрократии, что иногда приводит к позитивным изменениям в деятельности всего государственного аппарата и вооруженных сил. Однако эти изменения минимальны, и за них общество вынуждено дорого расплачиваться. Дело в том, что, по мнению Хиггса, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле. При этом талантливые чиновники успешно решают прежде всего чисто бюрократические задачи: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут (еще никогда в истории США их размеры не возвращались к докризисными значениям), так же, как их полномочия. Таким образом, парадоксально, но в долгосрочной перспективе приток талантов во власть способствует лишь деградации власти.

В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это естественное последствие роста их влияния на экономику.

Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года армия США впервые за пять лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Нынешний экономический кризис также негативно отражается на развитии альтернативной энергетики. Кризис привел к резкому удешевлению нефти, из-за чего автомобильное биотопливо (спирт, растительное масло и пр.) оказалось дороже бензина, что делает невыгодным его производство.

Последствия для общества

Каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей.

По данным американского Центра исследований изменений в системе здравоохранения, в конце 2008 года примерно 20% американцев испытывали сложности с оплатой медицинских счетов. В результате они ограничивали количество принимаемых лекарств, обращались к врачам только в случае крайне необходимости. На волне кризиса в США также стали меньше производить операций по лазерной коррекции зрения и косметических хирургических операций.

Одним из последствий экономических проблем является рост популярности религии. К примеру, исследование Университета Техаса показало, что во все периоды экономических кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось. Однако есть и противоположные данные: к примеру, Центр исследований ресурсов экономики и развития проанализировал влияние азиатского финансового кризиса на общества Таиланда, Южной Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, что сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.

Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки в магазинах, причем предпочитают более дешевые сорта. При этом люди пьют больше - для того, чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга.

Связь между ростом уровня преступности и экономическими пертурбациями однозначно не доказана, хотя существует много ученых, которые уверены в том, что она вполне реальна. К примеру, многолетняя статистика ФБР однозначно показывает, что во времена финансовых кризисов значительно возрастает число мошенничеств. Исследование Института ипотечных активов показало, что в 2008 году число мошенничеств, связанных с ипотекой, в США выросло на 45%. Одновременно возрастает уровень насилия, в том числе и семейного. По данным Национального института юстиции США, число подобных преступлений особенно резко увеличивается в семьях и районах, наиболее страдающих от безработицы и снижения уровня доходов.

В этом плане показательна история Нью-Йорка. Бурный рост преступности в этом мегаполисе в 1970-е годы совпал с крупномасштабной рецессией в США. Компании Уолл-Стрита терпели убытки, налоговые поступления от них снижались, что привело к тому, что муниципалитет был вынужден сокращать численность полицейских и урезать социальные программы, рассчитанные на помощь малоимущим. Это привело к тому, что в Нью-Йорке стало неприятно и небезопасно жить - его покинули более 1 млн. человек, в основном представители "среднего класса".

Экономический кризис также способствует тому, что организованная преступность получает возможность приобрести контроль над легитимными бизнес-структурами. Так, Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия обнаружил, что организованные преступные группировки, многие из которых связаны с наркоторговлей, ныне скупают большие пакеты акций и делают значительные финансовые вливания в проблемные банки.

Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы у людей остается меньше свободных денег, которые они способны потратить на отдых и развлечения. Однако эта зависимость не абсолютна. К примеру, Университет Квинсленда проанализировал последствия азиатского кризиса конца 1990-х годов для местной индустрии международного туризма. Как оказалось, число иностранных туристов, посетивших эти страны, действительно сократилось, однако в тех государствах, которые девальвировали свои национальные валюты, резкого спада не наблюдалось, а восстановление рынка началось неожиданно рано.

Данные Института зарубежного образования показывают, что во времена экономических кризисов существенно снижается число студентов, отправляющихся получать образование в иностранных вузах. Как правило, они предпочитают более доступные альтернативы у себя на родине. В последние месяцы также появились сообщения, показывающие, что этот процесс уже начался, - о резком снижении числа молодых людей, отправляющихся учиться за границу, уже сообщили власти Южной Кореи и Малайзии.

Исследование экономистов из Университета Беркли и Стэнфордского университета позволило сделать вывод, что экономические кризисы позволяют воспитать более разумное поколение. В рамках этого исследования были проанализированы данные об американцах, чье детство пришлось на период Великой депрессии. Как оказалось, отношение к жизни у этих людей отличается от поведения их родителей и детей. "Депрессивные" американцы чаще склонны избегать финансовых рисков (например, они реже клюют на наиболее заманчивые предложения), но чаще вкладывают деньги в фондовый рынок, а не хранят их в кубышке.

Последствия для культуры

Традиционно одной из первых жертв кризиса становится культура. Музыканты, актеры, художники, архитекторы сталкиваются с резким сокращением количества заказов. Однако влияние кризиса на культуру этим не ограничивается.

Дэвид Тросби в книге "Экономика и культура" доказывает, что в ряде случаев кризис приводил к появлению подлинных шедевров.

Показательна история великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта. К началу Великой депрессии он был достаточно известным специалистом, однако после начала экономического кризиса несколько лет сидел без работы. Тем не менее тогда он получил ряд заказов на постройку частных домов, некоторые из которых вошли в сокровищницу мировой архитектуры. Тогда же Райт заинтересовался массовым строительством недорогого жилья и разработал ряд крайне интересных концепций.

Кризис влияет и на различные аспекты моды. Широко известна зависимость длины юбок от состояния экономики. Этот фактор впервые проявился после Второй мировой войны, когда женщины вынуждены были экономить, результатом чего стало уменьшение размеров юбок и изобретение "мини".

Кэти Пейсс, автор книги "Надежда в банке. Создание американской культуры красоты", анализирует историю косметических компаний США. Многие из них появились именно во времена экономических рецессий. Как правило, их успех был основан на сочетании ряда факторов. Женщины были вынуждены экономить на посещении профессиональных косметологов и покупке дорогой продукции такого рода, для чего начинали обслуживать свои лица самостоятельно и придумывали новые кремы, маски для лица и т.п., которые зачастую изготавливали в домашних условиях. Некоторые из этих новинок оказывались востребованными у их подруг и знакомых, после чего начиналась торговля, в нескольких случаях результатом домашней косметической самодеятельности становилось появление новой косметической империи.

Исследование психологов из Университета Огайо позволило выявить еще одну забавную особенность кризиса. Они проанализировали изображения "моделей года" по версии журнала Playboy в период с 1960 по 2000 год. Как оказалось, в годы, когда экономика США переживала тяжелые времена, Playboy делал ставку на публикацию фотографий девушек, выглядевших старше, худее, обладавших меньшим объемом груди и пр. То есть журнал отбирал моделей того типа, который его читатели считали соответствующим духу времени.

Еще одним из последствий экономического кризиса в США традиционно является рост популярности серьезной экономической, исторической и образовательной литературы. Рейтинги продаж крупной сети книжных магазинов США Barnes & Nobles показывают, что во второй половине 2008 года в число бестселлеров пробились книги, описывающие перипетии Великой депрессии, и труды экономистов, которые дают рекомендации по управлению персональными финансами и делают долгосрочные прогнозы о развитии экономики. Кроме того, резко возросли продажи учебников - американцы начали повышать свою квалификацию и во многих случаях сделали ставку на приобретение новой профессии.

Финансовый кризис традиционно влияет и на кинематограф. Мировая экономическая рецессия началась в 2008 году, однако, по оценкам Национальной ассоциации владельцев кинотеатров, в 2008 году в США было продано рекордное количество билетов в кинотеатры. Аналогичным образом на кризис реагировали любители кино в Великобритании, Франции, Канаде, Германии.

Это не первый пример такого рода. Великая депрессия стартовала в 1929-м году, а в 1930-м киностудии США получили рекордную прибыль (обычно это объясняется тем, что расстроенные люди, даже имеющие серьезные материальные проблемы, хотят забыть о неприглядной реальности и согласны заплатить за билет). Однако в 1931 году число зрителей начало сокращаться. Статистика свидетельствует, что в первый год рецессии посещаемость кинотеатров растет, в последующие годы снижается, иногда значительно, до начала следующего экономического подъема.

Любопытно, что экономические кризисы влияют и на содержание кинофильмов. Известны примеры, когда кризисы создавали новых "кинозвезд". Например, во времена Великой депрессии обрели всемирную известность Микки Маус и Ширли Темпл.

Уолт Дисней придумал Микки в 1928 году, в 1929-м вышел второй мультфильм о мышонке, который приобрел значительную популярность - "Пароходик Вилли". После чего в США начался биржевой обвал и кризис. Однако Микки Маус лишь выиграл за счет этого. Мультики о Микки и его друзьях, выпускаемые практически каждый месяц, излучали оптимизм и надежду на лучшее - это были именно те чувства, которые американцы пытались сохранить. Итогом этого стала невероятная популярность мышонка и появление десятков и сотен товаров, носящих его имя.

Схожая судьба ожидала Ширли Темпл, которая стала сниматься в кино в шестилетнем возрасте. В 1930-е годы она стала, вероятно, наиболее известным ребенком мира; в рейтингах голливудских кинозвезд она опережала Кларка Гейбла и Мэй Вест. По сути во всех фильмах эпохи Великой депрессии очаровательная Ширли играла одну роль - остроумной, талантливой и неунывающей девочки. Она излучала оптимизм. Президент Франклин Рузвельт в одной из речей выразил благодарность Ширли Темпл за подъем духа людей во времена кризиса. Любопытно, что популярность юной актрисы сошла "на нет" практически моментально - в 16-летнем возрасте ей перестали предлагать роли. Великая депрессия заканчивалась, и в моду вошли новые герои.

Историк кино Ина Харк в книге "Американское кино 1930-х годов. Темы и вариации", отмечает, что Великая депрессия буквально похоронила кинобоевики, где главными героями были мафиози - американская публика практически утратила к ним интерес, переключившись на ленты более светлого содержания. Окончание Великой депрессии ознаменовалось появлением лент, вошедших в сокровищницу мирового кинематографа - например, таких экранизаций, как "Унесенные ветром", "Гроздья гнева" и "Волшебник из Страны Оз". 1939 год - последний год Депрессии - ныне считается "величайшим годом Голливуда".

Аналогичная история произошла в европейском и американском кинематографе "кризисных" 1970-х годов. Киностудии были вынуждены отказываться от съемок дорогих картин, переключаясь на более дешевые и более "театральные" постановки, основанные на талантах актеров и фантазии режиссеров. Именно эти ленты, например, "Заводной апельсин", ныне считаются символами своего времени и подлинными произведениями искусства.

Культуролог Джеффри Хайсон из Университета Святого Иосифа подчеркивает, что экономические кризисы в области массовой культуры обычно проходят две стадии: сперва мастера культуры берут на вооружение идеологию сентиментального оптимистического популизма, а когда экономика начинает выправляться, на повестку дня выходит тема морально-эстетического осмысления произошедших событий, что делает более популярными высокие жанры драмы и трагедии.

(Washington ProFile.)
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии