Время и Деньги
31.12.2011 Техно

Космические суеверия

Как ни странно это выглядит, но космонавтика, где царят самые сложные и новейшие технологии, является также и сферой массы суеверий и весьма строго соблюдаемых традиций. В преддверии Дня космонавтики расскажем о некоторых из них.

Усатым в космосе не место

Если подумать, все это не так уж неожиданно: законы психологии почти столь же непреложны, как и физические, и суеверия особенно распространены в тех областях деятельности, где человек переживает предельно высокий уровень стресса - например, работая с риском для жизни. Последнего в космонавтике предостаточно: из 483 человек, по официальным данным побывавших в космосе, 18 погибли. Смертность, таким образом, составляет 3,74%, так что космонавт - одна из самых опасных профессий в мире. Для сравнения: смертность среди американских военных во время войны в Ираке в 2003-2006 годах составила 0,39%, а во Вьетнаме в 1966-1972 годах - 2,18%.

Неудивительно, что космонавты чувствуют себя психологически комфортней, активно "защитившись" от смертельной опасности с помощью всевозможных ритуалов, талисманов и оберегов. Еще одна причина активного распространения суеверий и ритуалов - то, что называется "корпоративным духом". Космонавты, безусловно, относятся к элитной закрытой профессиональной группе, что выражается в том числе и в знаках и символах, отделяющих и выделяющих это сообщество от прочих "смертных".

Ряд традиций и суеверий берет начало еще от Сергея Королева. Так, первый генеральный конструктор считал несчастливыми понедельники и никогда не назначал запуски на этот день недели. Какое-то время в космос "не пускали" усатых: в 1976 году на орбите у усатого космонавта Виталия Жолобова настолько ухудшилось самочувствие, что полет пришлось прервать досрочно. Сегодня эта традиция отошла в прошлое.

Никогда запуск не назначается на 24 октября. Этот день считается неудачным еще с самых первых лет советской космонавтики. В 1960 году на Байконуре прямо на стартовом столе взорвалась опытная ракета Р-16, погибло 72 человека (по другим данным - 125), в том числе и командующий РВСН маршал Митрофан Неделин. Тремя годами позже именно в этот день произошел пожар в одной из шахт, где находилась боевая ракета Р-9, погибло 7 человек. С тех пор эта дата для российской космонавтики - "мертвый день".

Некоторые суеверия в отечественной космонавтике заимствованы от флота. Так, долгое время считалось, что женщина на борту - знак недобрый не только для морского корабля, но и для космического. Забавно, но после 19 апреля 2008 года, когда спускаемая капсула корабля "Союз ТМА-11" совершила "жесткую" посадку по баллистической траектории в 400 километрах от места назначения, в ней находился экипаж из двух женщин и одного мужчины. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сказал по этому поводу следующее: "Конечно, в будущем мы будем работать над тем, чтобы число женщин на борту не превышало число мужчин".

Как звали третью жену Абдуллы

Сегодня ритуал, предшествующий отправке на орбиту, начинается еще в подмосковном Звездном Городке, где космонавты проходят длительную подготовку. Будущий экипаж посещает мемориалы, посвященные памяти Юрия Гагарина и первых космонавтов, погибших во время выполнения космических полетов - Владимира Комарова (полет его корабля "Союз-1" вообще был полон неудач, из-за чего его прекратили досрочно; при приземлении не сработала парашютная система), а также Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова (при возвращении с орбиты корабля "Союз-11" все трое погибли из-за разгерметизации капсулы). Здесь космонавты оставляют цветы - обязательно красные гвоздики.

Затем они отправляются в рабочий кабинет Юрия Гагарина, который бережно сохраняется в том виде, в каком его оставил первый космонавт Земли, и оставляют записи в книге посетителей. По слухам, они также при этом мысленно взывают к духу Гагарина, выспрашивая у него позволения отправиться в полет.

Прибыв на Байконур, команда традиционно вселяется в гостиницу "Космонавт", которая за годы своей работы настолько обросла бесчисленными суевериями и легендами, что если через 11 лет (как планируется) пилотируемые полеты начнутся с нового космодрома "Восточный", гостиницу, возможно, придется переносить туда. Перед ее зданием протянулась аллея из деревьев, каждое из которых посажено космонавтом, благополучно вернувшимся с орбиты. Будущий космический экипаж обязательно совершает прогулку по аллее, тем самым как бы перенимая на себя частичку удачи предшественников.

Чем ближе день запуска, тем гуще череда ритуалов.

За день до старта команда получает благословение православного священника и окропляется святой водой. В гостинице обязательно показывают "Белое солнце пустыни", причем присутствовать на сеансе космонавтам обязательно. Эта традиция связана с трагической гибелью экипажа корабля "Союз-11": следующего за ним полета все ждали с замиранием сердца, и когда он прошел благополучно, взяли на заметку некоторые из действий, "принесших удачу" экипажу. В частности, выяснилось, что именно "Белое солнце пустыни" космонавты смотрели перед стартом, и это стало традицией. Некоторое время назад перед стартом экипаж даже проходил шутливую викторину на знание этого фильма. Вопросы в ней рассчитаны исключительно на знатоков, например: "Как звали третью жену Абдуллы?"

Выкатывание ракеты "Союз" на стартовый стол происходит за 48 часов до старта. Техники, следящие за проездом огромной ракеты на специальном поезде, на счастье подкладывают на рельсы монетки. При этом самой команде корабля строго запрещено наблюдать за этим процессом, - иначе ее ждет неудача. Будущие космонавты обязаны в день старта постричься, что вызывает ассоциации с монашеское постригом. Тем самым космонавты как бы отрешаются от всего земного; их жизнь с этой минуты - только в космосе.

Прощаться - дурная примета

В день старта за завтраком космонавты делают по глотку шампанского (дублирующий состав выпивает по 100 граммов спирта) и оставляют автографы на дверях своих номеров. Их отбытие сопровождает песня сверхпопулярной некогда группы "Земляне", звучащая на эстраде и сегодня - "Трава у дома".

Все грузятся в автобус, украшенный на удачу подковами, и по пути к стартовой площадке снова прислушиваются к "духу Гагарина": благословляет ли он их на полет? И вот они прибывают. Выйдя из автобуса, вся команда повторяет знаменитое действо, совершенное перед полетом самим Гагариным: каждый "орошает" заднее правое колесо. Понятно, что женщины, если таковые имеются в экипаже, освобождаются от обязанности исполнять этот ритуал, хотя, говорят, некоторые самые суеверные из них заранее приготовляли баночку мочи и окропляли колесо из нее. Некоторые женщины, как, например, первая женщина-туристка на орбите Ануше Ансари, сделали это "мысленно". А первый малайзийский космонавт Шейх Музафар Шукор вспоминал, что ему понадобилось пять минут, чтобы расстегнуться, и столько же, чтобы застегнуться, но при этом само исполнение традиции ему "очень понравилось".

И вот командир экипажа отдает рапорт официальному лицу, сообщает о готовности к выполнению задания и получает "добро" подняться на борт. При этом всем необходимо повторить знаменитый жест Гагарина - помахать рукой. В ответ с ними не прощаются - плохая примета.

Дублирующий состав, который в это время проводит тренировку на корабле, освобождает место и выходит к журналистам. До старта примерно полчаса, и дублеры должны выполнить свои ритуальные обязанности: немного выпить за успех вместе с присутствующими журналистами. Говорят, дважды космонавты не соблюли этой традиции, и запуски прошли неудачно.

Впрочем, по легенде, последнюю традицию основали не космонавты, а журналисты - корреспондент газеты "Ленинская смена" Георгий Лория и глава пресс-центра Байконура Ярослав Нечеса. Присутствуя на запуске к станции "Мир" в марте 1992 года они порядком промерзли и отправились "согреваться" в буфет, куда неожиданно вышли дублеры экипажа "Союз ТМ-14" Анатолий Соловьев и Сергей Авдеев. От предложения выпить они не отказались, а когда все выпили, Лория, глянув на часы, заметил: "До старта еще полчаса".

Ну а у основного экипажа тем временем начинается посадка, и космонавтам остается последнее - талисман. У каждой команды он свой, и выбор его - прерогатива командира. Как правило, это небольшая игрушка, закрепленная на тросике, и обычное имя его - "Борис". "Борис" крепится в командном отсеке так, чтобы находиться в поле обзора камер, следящих за экипажем во время старта и выхода на орбиту.

На борту орбитальной станции команду встречают также традиционно - хлебом и солью. Ну а по возвращении на Землю экипаж снова выполняет массу ритуалов: расписывается на покрытой копотью оболочке спускаемой капсулы и внутри салона вертолета, который их подобрал. Распивается и специально приготовленная бутылка водки, на которой перед стартом расписались все члены экипажа. На аллее в Байконуре они высаживают уже по собственному дереву, которые вплетут свои голоса в помощь следующим экипажам. А завершается все снова в Звездном Городке, где отдается должное Юрию Гагарину, который оказал путешественникам столь существенную поддержку. (Popmech.ru.)
12
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии