Время и Деньги
02.03.2004 Общество

“Камасутра” в колокольне

Напомним, что зал уже несколько лет функционирует в храме Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, который, в свою очередь, находится в колокольне Богоявленского собора, до сих пор не возвращенной приходу действующей церкви.

Поскольку в назначенный час в зал не прибыли представители городских властей, пресс-конференция вылилась просто в обмен мнениями. Они же у прессы и дирекции зала оказались прямо противоположными. Но постараемся изложить ситуацию без эмоций.

Пару лет назад, когда прошениями прихода о возвращении колокольни были уже исписаны кипы бумаги, городские власти неожиданно открыли в ней концертный зал. Не просто в колокольне - в небольшой церквушке на втором этаже. Сцена как раз пришлась на алтарь. Думаю, комментировать этот факт, произошедший не в лихие двадцатые с их разгулом атеизма, не стоит, и так все ясно. В зале начали проходить концерты и расположилась небольшая экспозиция, посвященная Шаляпину, большинство предметов для которой были специально закуплены в частной коллекции. Естественно, концерты в храме не вызвали восторга у верующих. О каком возрождении культуры можно говорить, попирая алтарь?

Дирекция зала лукавила: многие из выступавших, например, не знали, что концертируют в храме. Музыка в зале звучит всякая, но даже если бы нам предлагали программы, состоящие только из духовных песнопений, это не меняет ситуацию. По канонам православной церкви храм может использоваться только для богослужений, исключений нет! И не нам, наверное, проводить ревизию в недрах православия, как к тому призывает дирекция зала, говоря об исключении из правил.

В действительности же решить ситуацию можно просто. Неужели в нашем городе нет иного, более просторного помещения под Шаляпинский зал? Подыщите его, отреставрируйте, и пусть работает с миром. Нынешний зал вмещает всего тридцать человек, и его поспешное открытие вкупе с памятником наводит на мысль, что чиновники от Федора Ивановича просто отмахнулись. Ясно же, что имя Шаляпина заслуживает более масштабного увековечения.

Теперь о Шаляпинской экспозиции в храме, которую музейщики, борясь за чистоту жанра, все-таки называют выставкой. Всем известно, что уже много лет Шаляпиным занимаются сотрудники Казанского литературного музея Горького, накопившие богатый опыт в освоении этой темы и завоевавшие прочный авторитет в мире. Первые предметы, связанные с именем великого певца, появились здесь еще в 1949 году, когда в Казань приехала внучка Шаляпина Ирина Федоровна и первому директору музея Горького Марии Елизаровой пришла мысль начать собирать коллекцию, посвященную нашему великому земляку. Ирина Федоровна и другие родственники Шаляпина приезжали и позже и каждый раз передавали в дар казанцам какую-то из семейных реликвий.

В 1968 году была открыта постоянно действующая шаляпинская экспозиция, началась научная работа, ежегодные февральские “Шаляпинские чтения”, на которых собираются представители всех музеев, где изучают наследие Федора Ивановича. Основой же выставки в храме Богоявленской колокольни стала часть коллекции петербуржца Юрия Котлярова, подлинность которой подтверждается только одним человеком - бывшим владельцем. Так что вопросов о ее исторической ценности может оказаться предостаточно.

А теперь попробуем оценить ситуацию с точки зрения нормальной житейской логики: зачем казанцам на одном пятачке в центре города музейная экспозиция и выставка, посвященные одной и той же персоне? Не лучше ли создать полноценный музей, тем более что подобное пожелание уже было высказано Президентом РТ. Даже назван дом, где этот музей может разместиться, - особняк на Пушкина, где Шаляпин появился на свет. Вопрос же, на основе какой коллекции произойдет слияние, думаю, вообще риторический. Очевидно, что перенос выставки и концертного зала пойдет на пользу обеим сторонам - и церкви, которой будет возвращена законная территория, и горожанам - они имеют шанс получить полноценный зал и еще один музей.

Конечно, работая на территории церкви, сотрудники зала испытывают дискомфорт, по-человечески посочувствовать им можно. Кому приятно, идя на работу, видеть пикет с плакатами “Зал в церкви - кощунство”? Но ведь по-другому ситуацию не назовешь. А разве действительно не кощунственны, например, разложенные в зале журналы “Ай-да” с анонсами на обложке “Камасутра на кухне” и “Крошки в постели”? Это что, тоже увековечение памяти Шаляпина и возрождение духовности?

8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии