Время и Деньги
30.07.2009 Общество

Лишены неприкосновенности

Сегодня мир отмечает День памятников и исторических мест. Установлен он был почти четверть века назад - в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО.

Российская предыстория такова: в 1924 году инструкцией Наркомпроса был разработан Указ, по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы "городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника".

Но уже через десять лет было принято постановление, согласно которому запретительные меры Указа стали считать устаревшими и неприменимыми, - страна бурно строилась, до памятников ли тут?

В 1976 году был принят Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", но он фактически не работает. Сегодня ситуация обстоит еще хуже - соответствующих законов либо нет, либо они не соблюдаются, памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания.

В канун Дня памятников и исторических мест мы с фотокором редакции Романом Хасаевым проехались по казанским улицам. Думаю, что никто не удивится, что поездка получилась грустная, - многие из памятников, которые когда-то были знаковыми для столицы Татарстана, сегодня находятся в бедственном положении или вовсе утрачены. Да и уцелевшие вот-вот могут исчезнуть с лица земли. Самое страшное, что за последние годы мы уже привыкли к этому варварству - исчезновению деревянной Казани, многих домов, определявших лицо Старо-Татарской слободы, уникальных особняков в центре города…

Где гарантия, что в городе сохранится почти что разрушенное, зияющее пустыми оконными проемами здание гостиницы "Казань"? А ведь когда-то оно было одним из самых интересных архитектурных памятников города. По мнению местных краеведов, история этого дома началась с 1835 года. Тогда по поручению чистопольского купца Герасима Мельникова "отстроить дом не для семьи своей, а для гостиницы, для приезжающих и для магазинов" строительством занялся прибывший в Казань архитектор Фома Петонди. В начале XX века номера покупает купец Павел Щетинкин. Надстраивается четвертый этаж, здание увеличивается в масштабе благодаря присоединению к нему соседнего дома с Проломной. В гостинице останавливались Маяковский, Горький, Алексей Толстой, Луначарский.

Да что там Горький или Толстой - место, связанное с пребыванием в Казани самого Пушкина, вызывает боль и содрогание. Дом ученого Карла Фукса на нынешней Московской улице, который городские власти так давно обещали передать под музей, лишь бы только нашелся инвестор, так и стоит как памятник равнодушию власть предержащих. И пожары, и погромы бомжей особняк уже пережил. И только жалкого вида мемориальная доска напоминает нам о том, что жил здесь большой ученый Фукс и бывал у него в гостях Александр Пушкин.

Та же участь - превращения в руины - и у единственной оставшейся на территории Казани городской деревянной усадьбы позапрошлого века. Построенная в стиле классицизма, она когда-то принадлежала потомкам друга Пушкина Евгения Боратынского. Крошечный музей поэта находится рядом, во флигеле. Когда из особняка отселили музыкальную школу, вскрыли полы, убрали отопление, он, естественно, стал разрушаться, что и происходит с ним по сей день.

Не менее грустная судьба у Ново-Иерусалимского монастыря, построенного некогда по проекту самого Растрелли. Братские корпуса больше похожи на руины, уникальный парк, дорожки которого спланированы как буквы И Х - Иисус Христос - давно уже заросли. Впрочем, к паркам в Казани отношение вообще "особое" - уж если уникальную "Казанскую Швейцарию" не пожалели, что же говорить о парковой зоне, расположенной не в центре города.

Что мы получаем взамен утрат? В большинстве случаев то, что к разряду художественных ценностей отнести невозможно. Была когда-то под Кремлем, на берегу Казанки, деревянная улица Федосеевская, каждый дом на ней был по-своему хорош. Отселив с нее жителей и приведя старые дома в божеский вид, можно было бы устроить здесь музей городского быта под открытым небом. Как это делают во многих европейских странах. Но улицу снесли, застроив необязательным новоделом. Один дом - каменный особняк в стиле модерн, так называемый "дом Алкина", памятник архитектуры республиканского значения, между прочим, с лепниной, с узорными коваными лестницами - особенно жалко. Сначала его сняли с учета, потом пару раз поджигали и, наконец, снесли.

Вот только несколько примеров исчезнувших памятников и исторических мест. В действительности список длинный-длинный. Мы настолько богаты, что можем разбазаривать нашу историю?
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии