Время и Деньги
05.08.2009 Общество

Цена свободы

Госдума поддержала законопроект, который позволит привлекающимся к уголовной ответственности преступникам заключать сделку с прокуратурой и в обмен на ценную информацию о сообщниках сократить срок заключения вполовину.

Такая мера однозначно подвигнет подозреваемых, имеющих отношение в первую очередь к организованной преступности, более охотно признаваться в совершении преступлений. Чтобы получить госгарантии, преступникам нужно всего лишь подать соответствующее ходатайство, подкрепленное собственными признаниями. После подписания трехстороннего соглашения между прокурором, обвиняемым и адвокатом преступник попадает под программу защиты свидетелей. Соответственно прокурор не потребует у суда наказание выше некоего предела. То есть, если следовать этой логике, вместо 20 лет убийца может получить 10, а там и условно-досрочное освобождение недалеко. В общем, предложение весьма заманчиво. Действие закона не будет распространяться на тех, кому грозит пожизненное заключение (в этом случае идущему на сделку со следствием главное - не наболтать о себе лишнего). Между тем претенденты на "пожизненное" как раз и оказываются самыми разговорчивыми фигурантами.

Помнится, в судебном процессе по делу казанской "жилки" киллер Алексей Снежинский по кличке Снежок, признанный присяжными виновным в убийстве восьми человек, в последнем слове сообщил, что не хочет делать зла и просит прощения у всех, кому сделал зло хотя бы на вес песчинки. Правда, закончил киллер трогательную речь просьбой назначить ему наказание "ниже низшего предела". Представитель гособвинения высоко оценил сведения, полученные от Снежка, запросив для него наименьший срок.

Серийный убийца отделался 17-ю годами заключения. Но если бы не его чистосердечное раскаяние, дела "Жилки" в том объеме, в каком оно дошло до суда, могло и не быть. Хотя у Снежка, говорят, другого выбора и не было. С одной стороны - "жилковские", которые, как он справедливо предполагал, подумывали о его устранении, с другой - перспектива провести остаток жизни за решеткой.

Другой пример - дело "тагирьяновских" (16 человек обвинялись в бандитизме и в 22-х убийствах). Уникальный случай для татарстанского правосудия - сразу четверо подсудимых получили "пожизненно". Хотя могло быть и больше. Геннадий Безуглов - организатор более десятка кровавых расправ после задержания пошел на сделку со следствием и дал исчерпывающие показания, позволившие суду закрыть глаза на то, что он является одним из самых жестоких и хладнокровных убийц в истории республики и назначить ему наказание ниже низшего предела. В результате он был приговорен всего к 18 годам заключения. Хотя ему однозначно светило "пожизненно". Вряд ли этот человек покаялся и сдал своих товарищей ради торжества правосудия. Убийца спасал свою шкуру. И то, что его показания стали одним из основных доводов обвинения в суде, очевидно. Многие подсудимые по этому делу первоначально также давали признательные показания, но то ли под давлением, то ли по каким-то другим причинам стали отказываться от них. Правда, страсти в суде кипели нешуточные, и ему периодически приходилось отказываться давать показания (ссылаясь на признания, данные на предварительном следствии), дабы другие подсудимые не втянули его в "демагогию".

Для следствия он, разумеется, был ценнейшим свидетелем, позволившим разоблачить преступный синдикат, от которого могли пострадать в будущем десятки людей, и, конечно, правоохранительные органы готовы были сделать ему исключение. Но кажется мне, что родственники его многочисленных жертв (среди которых были отнюдь не одни бандиты) широкий жест правосудия совсем не оценили. А теперь убийцы и вовсе со следователями соглашения будут подписывать...
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии