Социальное образование сегодня ко двору
06.08.2009 Общество

Социальное образование сегодня ко двору

Академия социального образования (в прошлом КСЮИ) - вуз, возросший на академической почве. Он возник на базе Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования (ИПППО РАО) и входит в состав единого научно-образовательного комплекса. Этот вуз к тому же - базовая экспериментальная площадка РАО. Он сертифицирован Международным образовательным сообществом (IES, Лондон), а это значит, что студенты имеют возможность получить международный сертификат IES, который признан во всем мире. Такой сертификат существенно повышает конкурентоспособность выпускников академии на отечественном и международном рынках труда. Академия социального образования (АСО) известна и за пределами России, ведь этот вуз - полноправный член международной ассоциации университетов, IAU. (Франция). О перспективах и новациях, о традициях и достижениях коллектива академии мы беседуем с президентом АСО, академиком РАО, доктором педагогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Гузел МУХАМЕТЗЯНОВОЙ.

- Гузел Валеевна, важное преимущество вашего вуза всегда видели в связке науки и вузовского преподавания…

- Я и сейчас убеждена, что в основе подготовки конкурентоспособного специалиста лежит интеграция науки, образования и производства, то есть как раз то, чем мы занимаемся в стенах нашего академического института. Только такое триединство позволяет готовить специалиста, за которым на рынке труда выстроится очередь. Вузовский диплом должен служить гарантией как знаний, так и определенных личностных качеств, воспитанных за годы учебы, - мобильности, креативности, адаптивности. Вкупе с общими и личностными компетенциями все это позволит оперативно решать производственные проблемы. Без взаимодействия науки, образования и производства невозможна современная экономика.

Поэтому в организации учебного процесса у нас задействованы как академический институт, так и Академия социального образования. Между ними заключен договор о сотрудничестве. АСО - своего рода экспериментальная площадка для института. Интеграция между ними полная: преподаватели академии входят в ученый совет института, руководят аспирантами, работают в институтских лабораториях. Ученые ИПППО, в свою очередь, внедряют результаты своих исследований в учебный процесс, руководят аспирантами академии. В академии работает аспирантура по гражданскому, уголовному праву, по экономике, в ИПППО - по педагогике, методике преподавания технических дисциплин, по общей психологии и социальной психологии. Как правило, я корректирую темы, которыми занимаются сотрудники лабораторий, ориентирую их на решение самых злободневных проблем образования.

Такое сотрудничество приносит хорошие плоды. В 2008 году наши ученые и преподаватели выиграли международный грант на 500 тысяч евро, который исполняется Италией, Англией, Францией, Россией. Участники от России - Москва, Казань, Адыгея. Сейчас мы работаем над вторым грантом по педагогике, также по программе "Темпус".

Сейчас много говорят о создании больших научно-исследовательских университетов, где наука и преподавание будут тесно связаны. Мы уже 15 лет работаем именно по такому принципу. При этом тесно сотрудничаем с Советом директоров техникумов РТ, с Советом ректоров РТ.

- Кстати, об университетах-гигантах, возможна ли в них индивидуальная работа со студентами?

- В этом плане чрезвычайно интересен опыт европейских университетов. В конце концов, дело не в размере вуза: педагогический процесс, где его ни проводи, в значительной мере индивидуальный. Не думаю, что массовое поточное обучение очень эффективно. Я знакомилась с работой многих университетов Европы и США, а также Японии и Китая. Там учебный процесс индивидуализирован до предела. Правда, там другой подход к подготовке специалистов: студентам не дают такого объема знаний, как у нас. Напротив, студенты на основе компетентностного подхода выбирают те предметы, которые нужны им для будущей профессии. В российских вузах упор делается на фундаментальное образование, без которого нет целостной картины мира. Для нас привычней российские подходы к образованию, но в наши дни одновременно требуется и большая мобильность в этом вопросе. Сегодня весьма востребованы проектное, дистанционное, концентрированное, модульное, дуальное обучение. Так, например, широко используется в системе социального партнерства дуальное обучение в КАТе и в КАПО: суть его в том, что теоретическая часть программы осваивается в колледже, а практическая - на предприятии. Дуальное обучение можно внедрять и в вузах, но это предполагает большую работу с предприятиями, а они не всегда готовы принять студентов.

- Мы начали разговор с преимуществ вашего вуза. Какие можно назвать еще?

- Их немало, к примеру, к ним относится наличие ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, наличие аспирантуры по ряду специальностей в академии. Те, кто связывает свое будущее с наукой, имеют все возможности для занятия ею.

Кроме того, у нас сложились добрые традиции и в области обучения, и в области воспитания, а ведь ничто так не сплачивает коллектив, как наличие традиций. Например, мы периодически приглашаем видных ученых из Москвы читать лекции в академии, планируем организацию зарубежной практики.

А воспитательная работа в академии начинается с аксиомы: главный человек в учебном заведении - студент. Это проявляется и в большом, и в малом. Для примера: у меня есть часы приема по личным вопросам, но для студентов двери открыты в любое время.

И вот что очень важно: у нас хорошо развито студенческое самоуправление. Проректор по воспитательной работе даже диссертацию по этой тематике защитил. Причем эта работа в ВАКе была признана одной из лучших. Наших ребят не надо готовить к выборам президента страны или Госдумы, ведь они проходят школу гражданской ответственности у себя в вузе. Когда готовятся выборы студенческого президента и студсовета, ребята всерьез обсуждают программы кандидатов, организуют бурные предвыборные баталии.

Мы работаем с каждым студентом, что называется, "штучно", и это помогает раскрыть потенциал личности. Мы считаем, что у нас "золотые" студенты: энергичные, самостоятельные, влюбленные в свой институт. Так, к юбилею вуза они приобрели звезду, назвали ее КСЮИ и сделали символом вуза. Ребята занимаются в кружках и секциях, являются членами клубов, участвуют в интеллектуальных, образовательных, спортивных, художественных конкурсах. Расстояний для них не существует - отправляются на конкурсы и в Москву, и в Челябинск, и в Екатеринбург, в другие города и повсюду занимают призовые места. Например, наши студенты побеждают в спортивных соревнованиях, на конкурсе в МГИМО по международному праву наши ребята заняли призовое место, пропустив вперед студентов КГУ, а в прошлом году на таком же конкурсе наши ребята их опередили. Призовые места студенты академии завоевали и в конкурсе по пиару. Несколько раз за учебный год они отправляются в досуговый лагерь, где готовятся к каким-то мероприятиям и общаются. Что еще нужно молодости? Конечно, общение, дружеский разговор, песни у костра. Как правило, именно в лагере ребята готовятся к фестивалю "Студенческая весна".

У нас много делается в области социальной работы: студенты заняты в 30 социальных проектах. В частности, работают с центром "Апрель", с сиротскими приютами в республике. Наша академия курирует ряд таких учреждений. Думаю, такие добрые дела не проходят для человека бесследно, практиковаться в искусстве делать добро нужно смолоду.

- Какие коррективы внес кризис в подходы к профобразованию?

- Больше внимания уделяется сейчас переобучению, дополнительному, заочному образованию, ведь многие люди остались без работы, а им нужно трудоустраиваться, зарабатывать на хлеб, для чего следует получить новую специальность. Да и ряд студентов с дневного отделения переводится на заочное, возможности учиться днем у них уже нет.

Соответственно, мы разрабатываем новые программы по переобучению, дополнительному образованию, повышению квалификации. При этом опираемся на то, что разработано в Институте педагогики и психологии профессионального образования.

В одной из наших лабораторий созданы методики для психологов, занимающихся профилактикой алкоголизма и наркомании, снятием стрессов и напряжения. Есть у нас и программы, основанные на новейших технологиях в области среднего и высшего профессионального образования, связанные с организацией личной и промышленной экологической безопасности, а также программы по компьютеризации образования.

- Какие профессии из тех, что можно приобрести в академии, сейчас наиболее востребованы и появились ли новые?

- Несмотря на все разговоры о том, что в стране переизбыток юристов, по-прежнему много желающих получить правовое образование. (Конкурс на эту специальность всегда имеется). Впрочем, есть ведь и другое мнение: юристов и экономистов никогда не бывает много, такие знания нужны для того, чтобы уверенно чувствовать себя в жизни. Конечно же, в кризисной ситуации будут востребованы социальные работники, которых мы также готовим. Мы предлагаем абитуриентам и новые специальности. На отделении педагогики открываем специализацию "логопедия", а на отделении общей психологии - "психология кризисных ситуаций". Сколько точно придет к нам студентов, мы пока не знаем, хотя прогнозы обнадеживающие.

- Каким вы видите завтрашний день академии?

- Вузы, их развитие зависит от государственной политики в области образования, от правовых основ образования. А ведь принимаемые решения не всегда логичны и предсказуемы. Скажем, у нас в стране есть государственные, негосударственные, муниципальные вузы. У всех общая задача - готовить квалифицированных специалистов. Но эти вузы зачастую оказываются в неравном положении. Негосударственные - всегда под прессингом. По-моему, это несправедливо, ведь у нас в экономике повсюду рынок, почему же ему не быть в области образования? Негосударственные вузы сами зарабатывают себе на жизнь, не получая никакого финансирования. При этом они, как правило, назначают меньшую плату за обучение, чем та, что установлена в коммерческих группах государственных вузов. Некоторые считают, что негосударственные вузы подбирают студентов за государственными, но это не так. У нас свой контингент. Причем репутация вуза работает на прием: к нам зачастую идут "по цепочке" - братья, сестры, друзья, соседи тех, кто у нас учился.

В нашем институте работает социологическая лаборатория, которая изучает мотивацию выбора вуза абитуриентами, следит за тем, как складывается их карьера. Так вот, наши выпускники все трудоустроены и успешно продвигаются по службе.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии