Время и Деньги
08.08.2009 Общество

Просвещенное правление

Придворным императорского двора хейанской Японии, дабы продвинуться по служебной линии, необходимо было не просто быть грамотными, но и владеть искусством стихотворной импровизации. Во дворце императора среди них регулярно проводились поэтические состязания…

Нечто подобное, похоже, начинает происходить и при дворе российском, хотя до пиитов мы пока еще не доросли. В условиях тотального поддакивания властям нашей драгоценной творческой интеллигенции это выглядит особенно забавным.

14 апреля на благотворительном аукционе в пользу детских приютов и школ-интернатов с молотка ушли картины министра финансов Алексея Кудрина (он изобразил шахматы, продана за 100 тысяч евро), руководителя "Сбербанка" Германа Грефа (мальчик с Чебурашкой, 40 тысяч евро), главы Внешторгбанка Андрея Костина (купюры и монеты в банке, 19,5 тысячи евро). Для последнего художника это уже не первый аукционный опыт - предыдущая его работа была продана за 3,4 миллиона рублей на том же аукционе, что и картина Премьер-министра Владимира Путина "Узор" ($1 миллион). Что ж, если иметь в виду, что "Отплытие Колумба из Палоса" Айвазовского на последней русской аукционной сессии Sotheby's ушла за $1,6 миллиона, это совсем неплохо. И уж, конечно, лучше, чем итоги прошедшего 23 апреля аукциона Mullock's, где тринадцать акварельных рисунков Адольфа Гитлера продали всего за 95 тысяч фунтов стерлингов.

Правители - творческие личности - тема неисчерпаемая. В Древнем Риме государственные мужи были не прочь помахать пером: Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Клавдий, Марк Аврелий, наконец. Сочинительству предавались Иван Грозный, Екатерина II, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен. Увлечение поэзией королевы Елизаветы I помогло пробиться таланту Шекспира. Одновременно хорошим поэтом и правителем считался король Черногории Петр II Петрович, которого ныне многие полагают главным поэтом сербской литературы. "Просвещенное правление" императора-поэта Муцухито (1852-1912) открыло новую эру в истории Японии. Некоторым литераторам довелось стать правителями - например, Вацлаву Гавелу, Звиаду Гамсахурдия, Леопольду Сенгхору. Андропов стихи писал, но не публиковал. Поэтические сочинения Иосифа Джугашвили ценили видные грузинские авторы, причем еще во времена юности будущего вождя.

Как известно, Гитлер мечтал посвятить жизнь искусству, но, поскольку его не приняли в Венскую академию, она пошла по другому пути. Интересно, по какому пути пошла бы жизнь господина Кудрина, не стань он министром финансов? Не исключено, что именно по художническому. Ведь не зря уже через два дня после аукциона он прямо на расширенной коллегии Минфина нарисовал следующую картину, на этот раз - апокалипсического будущего российской экономики и федерального бюджета. Но, как говаривал Лев Толстой о творчестве Леонида Андреева: "Он пугает, а мне не страшно". И не потому, что все так хорошо, а потому, что публичные выступления министра финансов уже давно как-то не воспринимаются всерьез. Но кто ему об этом скажет? Ведь, как кто-то верно заметил, завещанное Державиным и Пушкиным умение "истину царям с улыбкой говорить", сегодня не в ходу: где цари - там и поэты. От такого соседства волей-неволей начнешь вирши сочинять или кисточкой водить.

И напоследок. Руководство партийного комитета китайской провинции Шаньдун обязало всех чиновников, занимающих руководящие посты, прочитывать за год как минимум три-пять книг. Прямо по Бродскому, который утверждал, что, выбирай мы властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя.
16
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии