Время и Деньги

Альтернативный режим

Очередные революционные, по-другому не назовешь, перемены грядут в уголовном законодательстве. Если пакет законопроектов, разработанных Минюстом России будет в конце концов принят, все привлекаемые к уголовной ответственности граждане, по сути, будут поделены на более-менее "хороших" и совсем безнадежных.

Одним из крайне оригинальных новшеств может стать появление так называемых спецприемников - некоего смягченного варианта следственного изолятора, где заключенные получат большую свободу передвижения и менее строгий режим.

Такие "санатории" будут предназначены для более-менее "приличных" подозреваемых, совершивших незначительные преступления и не зарекомендовавших себя в глазах государства махровыми уголовниками. Там, по логике разработчиков, они будут общаться с себе подобными, а не с рецидивистами и, соответственно, меньше втягиваться в криминальную среду.

Если не задаваться вопросом, на какие средства будут строить эти самые спецприемники и откуда взять столько охранников, остается только определиться, кто будет разбираться, куда направить того самого подозреваемого, который еще может стать человеком, и не начнутся ли в связи с этим всякие злоупотребления.

А вообще вряд ли кто-то предложит, например, возводить вытрезвители для буйных и не очень. Так какая разница между теми, кто в первый раз попал за решетку, или для него это третья ходка, если они совершили одно и тоже преступление? И раз в изоляторе столь сильны позиции уголовников, то это в первую очередь недоработка самой администрации учреждения. Если подозреваемому следствие доверяет, полагая, что он не даст деру, так его надо отпустить под подписку о невыезде.

Тем более что Верховный суд России уже разрабатывает инструкции для судей о том, когда какую меру пресечения нужно избирать для подозреваемых. Причем, как ни странно, Верховный суд исходит из того, что суды удовлетворяют 90% ходатайств следователей о взятии подозреваемых под стражу, и таким образом планирует снизить количество арестантов в тюрьмах (как известно, довольно часто люди под стражей содержатся впустую и после оглашения приговора уходят под подписку о невыезде, либо и вовсе бывают оправданы).

Но и этого, оказывается, мало. Нечто схожее может произойти и с уже осужденными. Спецконтингент исправительных колоний тоже разделят на тех, кому нужно сидеть в тюрьме, и тех, кто достоин трудиться и содержаться на мягком режиме содержания. Так что, похоже, в недалеком будущем в обиход вернется понятие исправительно-трудовая колония. Если, конечно, кризис закончится. Пока в колониях, занятых промышленным производством, дела обстоят, мягко говоря, не важно.

Места лишения свободы вообще решено разгрузить по полной программе. Как рассказал в одном из недавних интервью руководитель Минюста Александр Коновалов, одни преступления (понятно, что не тяжкие) собираются декриминализовать, то есть перевести в разряд административных правонарушений. А по другим снизят сроки наказаний. Лишение свободы во многих случаях могут заменить административными наказаниями вроде штрафов и обязательных работ (самое время при кризисе). Можно еще вспомнить, что в четырех российских регионах идет дорогостоящий и весьма сомнительный эксперимент по внедрению электронных браслетов в качестве альтернативного домашнего ареста.

В общем, с учетом предстоящих перемен складывается впечатление, что российское правосудие становится все менее карательным.

Только не оставляют сомнения, что не все так просто. Ежегодно в стране из тюрем на волю выходит по 300 тысяч человек, а по статистике, устроиться в жизни имеют шанс очень немногие, и учитывая отсутствие должной системы ресоциализации в стране, в итоге снова попадают в "зоны". Если всех их снова запихивать обратно в камеры, преступников просто сажать будет некуда…
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии