Время и Деньги
21.09.2010 Экономика

Про деньги и резервы

Как в старинном анекдоте - о чем ни заговори, все про баб получается, также и на состоявшейся вчера коллегии Минпромторга РТ - что бы ни затронули, все в деньги упиралось. Тема, между прочим, была заявлена самая серьезная: итоги работы предприятий промышленности и энергетики в первом квартале и задачи по эффективному развитию реального сектора экономики республики на весь кризисный 2009 год.

Сдержанный министр Равиль Зарипов вышел за трибуну и хорошо поставленным голосом стал чеканить данные статистики перед представителями министерств, ведомств, предприятий и глав муниципалитетов республики. Среди собравшихся в зале присутствовал и его предшественник - Александр Когогин. Беззаботно общавшийся с соседями по ряду до начала заседания, он вмиг посерьезнел с первыми фразами доклада и углубился в раздаточные материалы. Понять можно: половина квартала пришлась и на его правление.

А погрустнеть было от чего. Так, объем промпроизводства в Татарстане по итогам первого квартала 2009 года снизился почти на 16% по отношению к соответствующему периоду 2008-го (составил 169 млрд. рублей), а в целом по 2009 году составит 750 млрд. рублей (падение на 17,5% к 2008 году). При этом индекс промпроизводства за нынешние январь-март составил 84,1%, из которых тавтологические 84% пришлись на химическую и нефтехимическую промышленность. Отрасль становится еще большим локомотивом всего и вся. Так, удельный вес нефтедобычи и нефтепереработки в объеме промпроизводства увеличился до 42,5% (машиностроение, к примеру, снизилось на 6,5%). Добыто более 8 млн. тонн нефти (почти на уровне 2008 года). Предприятиями нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса произведено продукции на 72 млрд. рублей. Прибыль по нефтедобывающим компаниям за январь-февраль составила 27 млрд. рублей.

Но, между тем, по итогам деятельности за январь-февраль текущего года имели убыток 207 промышленных предприятий, что на 33% больше уровня соответствующего периода прошлого года. Счастливым исключением стало ОАО "КМПО", на базе которого и проходило заседание. Так, его чистая прибыль в первом квартале увеличилась с 800 тыс. рублей до 22 млн. рублей, сообщил гендиректор предприятия Дамир Каримуллин. Источники "ВиД" сообщили, что чудес никаких нет, просто квартал оказался богатым на закрытие контрактов. В целом же руководитель спрогнозировал уменьшение объема реализации в текущем году до 4,632 млрд. рублей - с 5,022 млрд. рублей в 2008-м. Объясняется это уменьшением объемов производства и требованием снизить цены со стороны крупных заказчиков.

Раздражающим фактором для зала, заполненного производственниками, стало даже само название доклада заместителя управляющего отделением "Банк Татарстан" Сбербанка России Геннадия Шарова: "Механизмы банковской поддержки реального сектора в условиях финансового кризиса".

Действительно, со слов выступавшего, "Банк Татарстан" продолжает увеличение кредитных вливаний в предприятия республики. Но с оговоркой - в жизнеспособные и с учетом консервативной политики финучреждения.

Так, за кризисный период объем кредитного портфеля по республике не только не снизился, но и увеличился - с 58 млрд. рублей до 61 млрд. рублей. Ни к одному заемщику не были применены ограничительные меры - банк по-прежнему продолжает работать по инвестиционным проектам. На сегодня инвестиционный портфель составляет около 20 млрд. рублей. Более того, в банке есть заявки на сумму свыше 3 млрд. рублей и 15 проектов на сумму порядка 2 млрд. рублей дошли до стадии сбора пакета документов и аналитики.

А в целом по финансированию текущей и перспективной деятельности организаций-клиентов в 4-м квартале 2008 года банк выдал 17,5 млрд. рублей, такая же сумма - 17,3 млрд. рублей - выделена в первом квартале. "Принципы и подходы к оказанию финансовой поддержки у нас существенно не изменились, - заверил выступающий, добавив, впрочем, что "конечно, они были откорректированы с учетом экономических условий" на благо не только банку, но и предприятиям, которые вдруг да и не смогут рассчитать сил на погашение кредита.

В качестве свежего примера того, что не все так плохо в отношениях финструктур и реального сектора, господин Шаров сообщил о свежем решении Сбербанка выдать кредит КАМАЗу на 1,5 млрд. рублей до конца года.

"Мало! - шипела производственная публика. - Что это КАМАЗу"?

И не успел докладчик перейти к формам кредитования, которые должны еще раз подтвердить то, насколько Сбербанк рад производственникам, как слово взял Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов.

"Мы реально живем в ситуации, когда банковская система является тормозом", - заявил он безапелляционно и попросил назвать прокредитованные в этом году предприятия.

"Больше 15 из 17 млрд. рублей пришлось на предприятия по добыче полезных ископаемых", - ответил Геннадий Шаров.

"Это, наверное, рефинансирование было?" - усомнился Премьер в возможности получения "свежих" денег и показал свою осведомленность: "По КАМАЗу - я знаю, что Сергей Анатольевич (Когогин, гендиректор компании. - "ВиД") находится в Москве у Грефа. И я думаю, что кредит - это договоренность руководителя предприятия с руководителем банка… Кстати, какая у вас сейчас ставка?"

"По новым кредитам в среднем - 17-19%", - ответил представитель банка.

Ропот прошел по залу, перемешанный ехидным: "Правда, что ли?" или "А 25 не хочешь?".

Видимо об этих "25" знал и Премьер. Потому что он поправил выступавшего, что "реально - это 20-25%". При этом отметил: такие кредиты не осилить никому, кроме флагманов экономики, и то, если они будут всю прибыль направлять на погашение. "Вот, скажи, Рашит, - поднял Рустам Минниханов главу "Татспиртпрома" Рашита Шайхутдинова, - 25% нам поднять - реально? Так, чтоб на развитие оставалось?"

"Могу только продукцией предложить брать", - рассмеялся в ответ гендиректор.

"Что ж, продолжайте", - обратился Премьер к выступавшему. - У нас тут уже некоторые товарищи, слушая вас, собираются прибежать в Сбербанк за кредитами".

"Ни в коей мере…" - попытался откреститься от саморекламы Геннадий Шаров, но не успел, утонув в дружном хохоте.

"Я не обвиняю вас, - примирительно заговорил Рустам Минниханов, отправляя в рот швейцарскую конфету, - просто хочу сказать, что банковская система сегодня - очень большая проблема".

С главой правительства позволил себе не согласиться председатель административного Совета Торгово-промышленной палаты Александр Таркаев. "Я бы сказал, что это проблема не только банков, но и себестоимости". Когда кредит стал дорогим, выяснилось, что предприятия не в состоянии обеспечить достойную себестоимость, развернул свою мысль Александр Таркаев и привел аргументы: производственные мощности не загружены, производительность труда - низкая, а конкурировать Россия может только за счет дотаций нефтегазового сектора.

Переубедить Рустама Минниханова, правда, ему все же не удалось. Поэтому, подводя итоги заседания коллегии, глава правительства еще раз прошелся по больным местам экономики: сокращение производства, растущая безработица, отсутствие новых рынков сбыта и слабо отлаженная кооперация. Ну и безденежье, конечно же.

"Давайте называть вещи своими именами", - призвал он. "Я думаю, что мы вытянули первый квартал за счет резервов. Второй будет еще сложнее", - предсказал Премьер.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии