Дороги к городскому сюжету
29.08.2009 Общество

Дороги к городскому сюжету

Казань, наверное, единственный обладающий огромными водными богатствами европейский город, у которого нет ни одной набережной. Более того, нынешние тенденции строительства в столице Татарстана (застройка правого берега Казанки, засыпка озер и болотных угодий) заставляют всерьез опасаться за сохранность самих городских водоемов… Но набережные все равно рано или поздно появятся. Как они будут выглядеть? Специалисты считают, что это должен быть вовсе не архитектурный, а мировоззренческий проект, решающий задачи нашей идентификации и создающийся с широким применением гуманотехнологий. Только вооружившись ими, Казань сможет противостоять наступающему архитектурному обезличиванию, лишающему город изначально присущих этой земле смыслов.

По мнению мировых архитектурных светил, однообразие и духовная обезличенность - главные проблемы евроазиатской архитектурно-строительной практики. И Казань, к несчастью, ближайший тому пример - по ее облику невозможно определить, в какой части света обитают жители города. А ведь у него есть уникально-образное начало, лежащее в истоках региональной культуры - многовековом взаимодействии коренных жителей пограничья Европы и Азии, русских и татар. Это потенциально яркие сочетания: древние и современные сооружения, элементы древнерусской и древнетатарской культур, мотивы европейской и азиатской цивилизаций, "классический" и "восточный" стили, православные и мусульманские храмы, прогрессивная и примитивная технологии и так далее. Собственно эти сочетания и лежат в основе разработки члена-корреспондента Российской академии архитетуры и строительных наук Сайяра Ситдиковича Айдарова "На пути к симбиотическому европейско-азиатскому отражению национально-регионального в архитектуре Казани". Эта концепция стала основой республиканской гуманитарной инновационной программы Академии наук Татарстана "Границы РТ - Исторический бульвар Казани - Хартия Земли - Араис", над которой работает большой коллектив архитекторов, культурологов, искусствоведов, художников, историков, строителей. Главная задача программы - закрепление в реальном городском пространстве столицы Татарстана "духа места", "духа народа", "духа времени", усиление "казанского колорита".

"В XXI веке инженерные решения при реорганизации территорий - не проблема, проблема - создание духовного пространства российских городов, - рассказывает генеральный директор координационного центра программы - научно-проектного объединения "Пифагор" Дамир Алтынбаев.

- Мы гордимся, что Татарстан - промышленно высокоразвитый регион, обладающий уникальными технологиями, но закрепляться этот приоритет должен технологиями гуманитарными, в первую очередь связывающими человека с родной землей, дающими осознание, что мой город - часть моей огромной Родины, раскинувшейся от Камчатки до Калининграда… И речь не идет о каких-то сверхсложных вещах, начинать надо с малого, хотя бы с названий улиц и площадей, с формирования духа Отечества в топонимах. Сколько можно держать за героя Павлика Морозова? Акценты в формировании духа Отечества надо расставлять, опираясь на образы таких светлых героев, как Александр Матросов, Михаил Девятаев, Алексей Маресьев… Безобразной, в исконном смысле этого слова, застройке города, уничтожению его парков, рек и озер мы должны противопоставить духовный сюжет, который заставит город дышать другой жизнью. И если сегодня мы не найдем к этому сюжету нужные дороги, нас затопчут кони урбанизации".

Инновационная программа затрагивает всю территорию Татарстана, но, наверное, не будет ошибкой сказать, что обустройство берегов Казанки - важнейшего градообразующего элемента - занимает в ней одно из главных мест. Река в современном городе - это экологически чистая зона с эстетической и туристской составляющими. В Казани же налицо полная необустроенность береговой линии. Поэтому одна из главных задач программы - обеспечение доступа населения к левому берегу Казанки на всем ее протяжении.

"Это наш ответ на жалкие попытки реорганизовать то, что нам дано миллионы лет назад, - говорит Дамир Халифович. - Ведь как здорово, когда в миллионном городе люди могут свободно выйти на берег - хорошо обустроенный, но приспособленный именно для рекреации, а не для проживания "на первой линии" (в противном случае Казанка станет похожей на Темзу или Яузу, пятьдесят метров шириной)… Ладно, правый берег будет урбанистическим, но левый-то надо сберечь прежде всего с точки зрения сохранения уникальной акватории, водотока самой Казанки, регенерации воды. Ситуация сложна, но не безнадежна, мы еще не все, по примеру правого берега, завалили мусором, песком. Мы за то, чтобы левый берег Казанки и берега Кабанов прорабатывались максимально тщательно, в том числе и с точки зрения истории проживающих здесь народов. Эта общая территория должна стать отражением российской национальной идеи".

Согласно этой концепции, набережные Казанки представляют непрерывную цепочку сюжетов, реализующих природный и тонкий смысловой потенциал акватории. В общих чертах это возможно так.

Первый сюжет, "розовый, обласканный солнцем". Набережная "Адмиралтейская" (район Речного техникума). Казанский этап становления российского флота. Высшая офицерская цифирная школа, первые капитаны-командоры и адмиралы, мастерство татарских плотников, Андреевский флаг, ботфорты, "голландки", дух петровского времени. Скульптурные композиции на тему первых кораблей Адмиралтейства - это возможность почувствовать величественную красоту парусников XVII-XVIII веков.

Второй, "изысканный голубой топаз". Набережная "Дружбы народов" (от адмиралтейского моста до ГИМСа) - отражение принципов толерантности и федерализма в России. Памятник Екатерине II предваряет 34 ротонды Ассамблеи народов Татарстана, майдан, ресторанный дворик национальных кухонь.

Третий, "горный хрусталь и светло-розовый аметист". Набережная "Федерация" (до цирка) представляет символы России, обозначающие содружество государств, прочность отношений, преемственность традиций и консолидацию интересов. Россия как государство, объединившее разные нации под одним гербом-крылом.

Четвертый, "цвет слоновой кости и песчаника, цвет Востока, пристрастного к коврам". Набережная "Президентская" простыми и лаконичными причалом, площадкой приема, штандартом отражает последовательную позицию равного члена Федерации, имеющего региональную власть в лице избранного народом президента.

Пятый, "сказочный оттенок бледного нефрита и освежающий - мяты". Парк "Алтай-юрт". Он должен был разместиться на месте строящегося ныне, несмотря на протесты Росохранкультуры, здания Минсельхоза РТ. Предложение о создании парка поступило от Республики Алтай в ответ на установку в этом регионе памятного знака Татарстана. Что ж, если не удалось сберечь охраняемую от любой застройки территорию, предлагается включить минсельхозовское здание в парковый комплекс - ландшафтный водоем, памятные каменные стелы, композиция "Знак Хартии Земли" (верхний рисунок), витражи, декоративное ограждение со стороны Кремля, 400 алтайских эндемических растений (кедров, елей и так далее).

Шестой, "гамма цветовых решений сказочных Самарканда, Исфахана, Багдада и Стамбула". Набережная "Легенд и философии Востока" (до НКЦ "Казань", который должен стать узлом пересечения сюжетов). Темы Корана, восточного понимания красоты, восточной поэтической и философской традиций в семи садах и восьми воротах рая. Символические ворота души, дворцы сознания, сады философии, выполненные в традициях восточных школ архитектуры. Нелепый "поселок нефтяников" закрывается подсвечиваемым узорчатым витражом на темы восточных легенд.

Седьмой, "много стекла и "металлик" на фоне неба и воды". Выполненный развитием сквера Фукса в духе сказок Шахерезады амфитеатр на воде "1000 и одна ночь" для проведения фестивалей, концертов, массовых мероприятий (рисунок внизу).

Восьмой, "цвет свежих ростков и мягкий оттенок папоротника". Набережная "Хан-Бике" ("Купеческая") - от Водолазной школы до "Миллениума" - воссоздает летний отдых горожан XIX века.

Девятый, "листва и яркие цвета флагов на ветру". Ландшафтный парк "Евразия" (от "Миллениума" до Компрессорного завода) становится местом для отдыха и экологического туризма. Сохраняя биологическое и ландшафтное разнообразие, существующий урез воды, создаются условия для занятий парковыми видами спорта (например, парк горных велосипедов). Современные технологии формируют сферу услуг для семейного отдыха (при условии грамотного применения "технологий наполнения" - крайне доходная индустрия). Если проще, то надо, чтобы люди в выходной всей семьей вышли к воде, увидели эти камыши, уток, лягушек, лилии, кувшинки.

Когда смотришь на эскизы всего вышеперечисленного, возникает ощущение солнца, ветра, свежего воздуха, лазурного цвета, пространства. Есть в этом что-то от построений Ивана Ефремова и мира Полудня братьев Стругацких. Может быть, все это лишь фантастика, благие намерения, "обозримое будущее"? Вовсе нет. Программа была разработана по поручению Президента РТ, обсуждена на четырех Президиумах АН РТ, в КГАСУ был создан соответствующий координационный совет, к работе подключились ряд вузов и научных организаций России и Татарстана. Программа вовсе не локальна по духу - ей заинтересовались в Нижнем Новгороде, Самаре, где прошли научно-практические конференции по поводу национального облика региональных территорий. Это и десять российских гран-при в области дизайна городской среды.

И все-таки определенного рода идеализм программы заставляет опасаться, что она будет отодвигаться на второй, по сравнению с насущными делами, план… Мы настолько по любому поводу употребляем слова о том, что красота спасет мир, что окончательно перестали понимать их смысл. Между тем сегодня философы все чаще говорят о том, что надо расстаться с догмами об экономическом базисе и надстройке. Базисом всего и вся является дух, и если с ним проблемы, то это будет проявляться и в экономике, и в политике. Никто не ждет от искусства и философии решения российских проблем, и напрасно - это единственные области, из которых эти решения возможны. Сократ говорил о том, что быть добродетельным выгодно. Нечто подобное можно сказать и о красоте. В восточных цивилизациях гуманитарные (выводящие за грани рационалистического мышления, оперирующие сверхсознанием, "тонкими материями", вроде красоты) технологии играли гораздо большую роль, чем в западных. И сегодня то, что белый человек некогда рассматривал как шарлатанство, помогает некогда созерцательному Востоку, объединившему достижения западной техники и древние гуманитарные технологии, все более эффективно теснить Европу и США.

Кстати, неожиданно вспомнилось, что бунт французских студентов в 1968-м проходил под замечательным лозунгом - "Воображение - к власти!"
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии