От Фокина до Ковтуна
06.12.2009 Культура

От Фокина до Ковтуна

В минувшую пятницу в Казани, на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля, завершился Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Театр Шатле стал ближе

Финальный аккорд фестиваля этого года был не просто красив - породист. Традиционный гала-концерт, который так ждут балетоманы, в этом году был посвящен знаменательному событию не только в области балета, но и русской культуры в целом - столетию "Русских сезонов" в Париже.

…И пока по сцене порхала Жар-птица, манила в неведомые дали Шахерезада, звенела мощь "Половецких плясок", в зале словно витал дух Сергея Дягилева - первого русского продюсера, человека, подарившего российским артистам европейского зрителя, а рафинированным европейцам - возможность видеть и слышать все лучшее, что происходило в начале прошлого века в нашей культуре.

Дягилеву и его "Русским сезонам" было посвящено первое отделение гала-концерта, Большинство номеров шло в хореографии Михаила Фокина - главного идеолога балетной составляющей дягилевских проектов. И, конечно, мы понимали, что видим не Анну Павлову или Тамару Карсавину с Вацлавом Нижинским, но иллюзия нахождения в зале театра Шатле вблизи Сены, где базировались "Русские сезоны", тем не менее, наблюдалась. Другая мысль, которая посещала во время первого отделения, касалась хореографии Фокина - насколько она все-таки современна! Ведь и Эйфман, и Ковтун, как из гоголевской "Шинели" многие наши писатели, похоже, что вышли из нее.

В программу первого отделения вошли произведения из репертуара Les Saisons Russes: фрагменты балетов "Жар-птица" И.Стравинского, "Шехерезада" Н.Римского-Корсакова и другие. Концертный номер "Призрак розы" на музыку К.Вебера исполнили солисты казанского театра Елена Щеглова и Нурлан Канетов, и все было таинственно и изящно. Солистка Михайловского театра Ирина Перрен перевоплотилась в знаменитого "Умирающего лебедя" на музыку К.Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина. Трехминутный номер, в свое время придуманный хореографом для Анны Павловой, был исполнен на редкость лирично. Завершено первое отделение было наполненными необузданной силой и мощью "Половецкими плясками" А.Бородина в хореографии Касьяна Голейзовского.

Второе отделение гала-концерта было так же небезынтересно, хотя номера в нем присутствовали далеко не равнозначные. Со знаком плюс стоит отметить фрагмент из "Спартака", комический номер "Сиртаки" в исполнении артистов из Киева, гротескового "Буржуа" Дину Тамазлакару из Берлина - открытие нынешнего фестиваля и, конечно, гран - па из "Дон Кихота". Последний номер - для гала-концертов вообще беспроигрышный вариант.

В конце второго отделения на сцену вышли все участники концерта, была масса цветов, блестящие конфетти и долгие аплодисменты публики. И небольшой привкус горечи - мы расстались с фестивалем до будущего мая.

Пятнадцать новых слуг Терпсихоры

Нынешний Нуриевский состоялся вопреки кризису. Как сказал на предваряющей его пресс-конференции шеф балетной труппы Владимир Яковлев, были опасения, что фестиваль из-за кризиса пройдет не так, как мы привыкли. Опасения оказались напрасными, Нуриевский этого года был таким же насыщенным на события, как и всегда.

Восемь спектаклей и два вечера гала-концерта - это очень серьезная афиша. Плюс тридцать приглашенных солистов, пятнадцать из которых приехали в Казань впервые. Сами понимаете, бюджет фестиваля был весьма внушительным.

На фестивальной афише, как, впрочем, и всегда, доминировали классические балеты. Начало было положено "Жизелью", где в главных партиях предстали любимцы казанской публики чета Матвиенко, отныне представляющая Мариинский театр. Их же можно было видеть и в "Баядерке". Тем, кто хоть чуть-чуть следит за балетными событиями, имя Матвиенко отлично знакомо, и сомневаться по поводу творческого потенциала этих артистов нет причины. Хороши были Денис и Анастасия и в фестивальных спектаклях этого года.

"Жизель" сразу же очень подняла планку, которая, к счастью, так и осталась на этой взятой высоте до конца фестиваля.

Чуть-чуть испортило впечатление традиционное "Лебединое озеро" (автора этих строк не устроила холодноватая Александра Тимофеева из "Кремлевского балета" и эклектичные декорации, но это если уж судить по гамбургскому счету).

Как всегда триумфально прошел "Дон Кихот", и здесь стоит отметить замечательный дуэт солистов Мариинского театра Елены Евсеевой и Михаила Лобухина - на редкость зажигательный и обаятельный.

Одним из самых сенсационных спектаклей прошедшего фестиваля стал балет "Спартак" в постановке Георгия Ковтуна на его же оригинальное, резко отличающееся от привычного, либретто. Суперсовременная хореография не смутила публику, а напротив, прибавила интереса к фестивальному действу. Впрочем, и сам Рудольф Нуриев, чье имя носит фестиваль, отдавал дань хореографии ХХ века, работая и с Бежаром, и с Пети, и с Аштоном.

Кстати, наш "Спартак" был единственным фестивальным спектаклем, где работала только казанская труппа и ни единого приглашенного артиста. Результат был отменный. Хотя когда на гала-концерте партию Красса исполнил солист Михайловского театра Марат Шемиунов, посмотреть на другого исполнителя этой сложной партии было любопытно.

Нуриевский фестиваль этого года подтвердил полнейшую дееспособность казанской балетной труппы, которая может и станцевать полноценный спектакль без гастролеров, как это было со "Спартаком", и в то же время не потеряться на фоне приглашенных "звезд" из лучших театров страны.

Ну а чем нас будут удивлять в будущем сезоне - покажет время.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии