Время и Деньги
18.03.2012 ТВ и кино

Без царя в голове

Канал "Россия" завершил показ "исторического" сериала Андрея Эшпая "Иван Грозный". Кавычки в определении жанра не случайны.

Из исторического в "Грозном" - разве что конкретные личности. Все остальное - интерпретация. На которую, конечно, имеет право каждый. Но в данном случае "интерпретация" транслируется одним из центральных каналов, охватывающим 95% территории России и, кажется, ее авторы должны нести определенную ответственность. Главным образом за то, что они говорят и как это делают. По обоим пунктам к создателям "Ивана Грозного" на протяжении всех шестнадцати 45-минутных серий возникает масса претензий.

В первую очередь обращает на себя внимание главный герой, поглощающий максимальное количество экранного времени - Иван Грозный. В течение 11 серий его играет Александр Демидов - актер израильского театра "Гешер". Голубые глаза, ямочки на щеках - выражение лица в основном исключительно благодушное и елейное. Князь Мышкин, сыгранный им в спектакле "Идиот", или Людовик XIV - Король Солнце из "Кабалы святош" Булгакова нет-нет да и прорываются наружу - прямиком в образ грозного царя.

Но и тот прорыв слабоват. Равно как и эмоции, обуревающие царя на протяжении всей его сериальной жизни. Демидов на экране удивительно меланхоличен и даже в ярости говорит низким, глубоким голосом, кричит все с тем же благодушным выражением лица. И глядя на него просто невозможно представить, что этот человек мог нагрубить в письме английской королеве или так ударить своего сына, разбив его череп настолько, что даже гениальному скульптору и антропологу Герасимову не удалось восстановить лицо царевича.

Но кроме потрясающей энергии, которой обладал Иван Васильевич, создателям сериала удалось скрыть и его страсть к шикарной одежде и ювелирным украшениям - он везде появляется в ношеном тусклом халате (хотя режиссер Эшпай и утверждает, что костюмы шились по оригинальным лекалам того времени). Та же аскетичность в декорациях. Царские хоромы - голые кирпичные застенки, где мебель представлена главным образом шатким троном с красной подушечкой на сиденье. Казанский Кремль (песочный) на фоне "баталий" показан одним ракурсом. Церкви, еще не бывшие во времена Грозного древними, выглядят так же, как сейчас. "Антикризисное предложение канала "Россия", - шутят со вздохом зрители.

В общем-то после первых двух серий хочется прекратить просмотр и заявить, как во время оно, что "я Пастернака, конечно, не читал, но осуждаю". Но ведь какой мыслью одержим режиссер! "Никто из тиранов, уходя, никогда не впадал в какие-то сомнения. У Ивана же это есть". И Эшпай хочет показать эти сомнения, понять мотивацию поступков Грозного, представить личность сложную, интересную.

Но уже хотя бы то, что в своих интервью он упоминает теорию математика Фоменко (про то, "что было четыре царя в то время, что-то от нас скрыто"), придумавшего нелепую квазинаучную "Новую хронологию", заставляет призадуматься. Да тут еще царь с Анастасией целуются на глазах у священнослужителей, священник неправильно ставит ударение в старославянских словах, да и вообще изъясняются герои как персонажи ужаснейших современных отечественных сериалов.

Ну да Бог с ней, с историчностью. Многие зрители центрального канала хвалят сериал за человечность, за простую историю о непростых людях. Но ведь даже в самой простой истории должна присутствовать хоть какая-нибудь, самая элементарная, но все же мораль. В "Иване Грозном" как ни ищите - не обрящете. Смотреть его, как и все наше телевидение, иногда страшно, все чаще - стыдно, еще чаще - просто тоскливо. Так и просятся на ум окаянные сравнения с западными сериалами.

И сравнения, в основном, все по тем же двум пунктам - техническому качеству и духовному, нравственному наполнению. У американцев, например, в первой десятке самых популярных передач - сериалы "Доктор Хаус" и "Отчаянные домохозяйки". Об их техническом качестве в сравнении с "Иваном Грозным" говорить вообще не приходится. В отечественном сериале почти отсутствуют даже элементарные крупные планы, что превращает его чуть ли не в телеспектакль.

У нас ориентация на производство развлечений (ко всему прочему еще и весьма низкого качества) почти нивелировала такие цели телевидения, как развитие личности, проговаривание ценностного ряда и культурного кода или распространение адекватных времени представлений о действительности. И даже "исторический" сериал, который, казалось бы, пытается раскрыть интереснейшую личность, оказывается абсолютно пустой картонной коробкой, которую запечатали и отправили по почте, забыв наполнить хоть чем-нибудь, хоть бы и смыслом самой пустоты.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии