Время и Деньги
13.02.2007 Бизнес

Бизнес претендует на квартиры

Жилищное законодательство, принятое в 80-х годах, сегодня оказалось ущербным. Поскольку самого понятия частной собственности юридических лиц в отечестве тогда еще не было, разработчики Жилищного кодекса прописали в нем лишь нормативы, касающиеся государственного и общественного жилого фонда, индивидуальных домов. В итоге, если дело касается жилых помещений, не пригодных для проживания, все более или менее понятно. Есть четкие положения уполномоченной комиссии, которая должна оценить жилье на предмет ветхости. Если эксперты действительно признают жилье не пригодным для проживания, специальным постановлением или распоряжением Кабинета министров оно переводится в нежилое. Дальше судьба дома решается исходя из нескольких вариантов - реконструкция, снос либо капитальный ремонт, после которого в бывшей квартире вполне может расположиться какой-нибудь непыльный офис, уютный ресторанчик или шумный ночной клуб.

Совсем другое дело, если речь идет о жилых помещениях, пригодных для проживания, в том числе на первых этажах и пристроев к жилым домам. В соответствии с Жилищным кодексом в домах государственного и общественного жилого фонда, годных для проживания, перевод жилых помещений в нежилые не допускается. За исключением отдельных случаев, определяемых правительственными постановлениями.

Жилищное законодательство не изменилось и до сих пор. Более того, в 1995 году, когда был принят Гражданский кодекс, авторы документа не стали претендовать на лавры реформаторов и попросту сделали отсыл к уже изрядно побитому молью своду правил советских времен. Таким образом, порядок перевода жилья в нежилые помещения по-прежнему остается в компетенции Кабинета министров, причем - по каждой отдельно взятой квартире. При этом четко прописанного механизма перевода жилья под бизнес нет. В результате предприниматели изрядно мучаются, совершенно не зная, что именно им надо делать и в какой последовательности - то ли сначала испрашивать одобрения в администрации района или города, то ли сразу же идти в Кабмин. В результате люди долго обивают пороги. Причем нередко - совершенно безнадежно. Если, конечно, не случится задействовать какого-нибудь чиновника, пекущегося, между прочим, о презентабельности собственного кошелька.

Дело в том, что эта тема стоит на стыке диаметрально противоположных интересов. Во-первых, заметное сокращение доли жилого фонда может автоматически привести к уменьшению денежных потоков, которые предназначены для жилищных субсидий и проходят через отраслевые министерства и ведомства. Таким образом, для них это прямая угроза к сокращению сферы влияния и собственного бюджета. Кроме того, перевод жилья в нежилой фонд идет вразрез с общей государственной политикой, которая гласит, что жилой фонд уменьшаться не должен.

Часть бизнесменов подобный расклад встречает как данность, хоть и не слишком радостно. Наиболее сознательные в плане гражданской ответственности предприниматели четко осознают, что, хотя времена коммуналок, вроде, кончились, тема собственного жилья для сограждан по-прежнему более чем актуальна. К тому же в Татарстане президентская программа “Ветхое жилье” уже выходит на финишную прямую и о бесплатной жилплощади скоро можно будет забыть окончательно. Однако бизнесмены уверены, что рассматривать проблему надо все-таки несколько шире. Предприниматели полагают, что само по себе желание и право гражданина распорядиться своей собственностью именно так, как ему вздумается, дело вполне нормальное. Тем более что стоимость площадей под бизнес гораздо выше, чем под жилье. Поэтому продажа квартиры под офис должна позволить выручить сумму, вполне достаточную для приобретения другого жилья, и даже более высокого качества. Кроме того, вопрос о том, можно ли считать первые этажи жилых домов, особенно расположенных впритирку к трамвайным или железнодорожным путям, автомобильным трассам с весьма оживленным движением, вполне достойными объектами для проживания, явно не лишен смысла. На самом-то деле нормально жить в таких условиях вряд ли под силу даже с очень крепкими нервами и здоровьем. Поэтому сегодняшняя позиция властей сводится к тому, что разрешить перевод квадратных метров из жилого фонда в нежилой надо, но не в массовом порядке, а в исключительных случаях. По словам Гульнары Сергеевой, возглавляющей Экспертный совет, бизнесмены предлагают упростить перевод в нежилой фонд первых и вторых этажей и рассмотреть возможность перевода двух-, трехэтажных домов и строений старше 5 лет, домов, расположенных поблизости от тепломагистралей.

На этой неделе Экспертный совет при РМВК намерен передать предложения по схеме и условиям перевода жилого фонда в нежилой в Республиканскую межведомственную комиссию (РМВК) по экономическим и социальным вопросам, возглавляемую первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым. После чего отраслевые ведомства внесут в проект замечания и дополнения. Предприниматели очень рассчитывают, что схему начнут обкатывать уже в этом году. По мнению бизнесменов, республика в этом плане уже числится в отстающих. По крайней мере, в Москве и северной столице механизм перевода квартир под офисы уже давно отработан.

Между тем предприниматели считают, что в республике масштабного сокращения жилых площадей за счет их перевода под бизнес не будет. Новые правила игры лишь помогут нормальному развитию бизнеса и жилищному фонду особого вреда не причинят. Впрочем, по словам самих же экспертов, неизвестно, каким будет документ на выходе.

Таким образом, нет никаких гарантий, что скупка квартир под офисы не приведет к пополнению категории граждан “без определенного места жительства”. Ведь добропорядочных бизнесменов, к сожалению, не так уж и много, зато соблазн приобрести квадратные метры в нужном месте велик...

Будем надеяться, что разработчики проекта будут исходить из максимально взвешенных и разумных подходов к этой, довольно щекотливой теме.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии