Время и Деньги
11.09.2009 Общество

КНЦ РАН прирастет новыми институтами

Казанский научный центр РАН (КазНЦ РАН) расширяет свое влияние в научном мире. Он планирует пополниться тремя филиалами именитых российских научно-исследовательских институтов и научных центров: Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП), Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН (ИРЭ) и Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН (МСЦ). Кроме того, филиал КазНЦ РАН - Исследовательский центр проблем энергетики - должен преобразоваться в подразделение КазНЦ РАН со статусом юридического лица "научно-исследовательский центр".

Поначалу замыслы были еще масштабнее. Предполагалось, что будут созданы новые самостоятельные институты, но кризис внес коррективы. Однако и организация филиалов открывает заманчивые перспективы перед казанскими учеными. О будущем одного из них мы попросили рассказать заместителя председателя КазНЦ РАН и одновременно инициатора организации казанского филиала ИМБП доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАН Евгения НИКОЛЬСКОГО.

- Институт медико-биологических проблем РАН был создан в 1963 году по инициативе академиков Мстислава Келдыша и Сергея Королева, когда вся страна бредила покорением космоса. Основной задачей ИМБП как раз и было медико-биологическое сопровождение полетов и научные исследования в области космической биологии и медицины. При Институте тогда создали и специальное конструкторское бюро экспериментального оборудования, необходимого для этих исследований. С того времени добиться удалось многого. Сегодня ученые института активно сотрудничают с космическими агентствами США, Франции, Германии, Канады, Японии, Австрии и других стран - рассказывает Евгений Евгеньевич. - Круг научных интересов коллектива ИМБП весьма широк, и хотя "космическая" тематика остается ведущей, они вышли за ее рамки: ведут работы не только по безопасности космических полетов, но и водолазной медицине, различным аспектам физиологии человека и животных, включая вопросы физиологии и медицины здорового человека и лиц опасных профессий.

Неизбежен вопрос, почему именно в Казани создается филиал этого института? Дело в том, что казанская школа физиологов - одна из самых мощных в нашей стране и широко известна за рубежом. Казанские физиологи традиционно занимаются изучением вопросов функционирования нервной и мышечной систем, механизмов регуляции движения, физиологии сердца. У нас есть славная история. Так, профессор КГУ Александр Самойлов был одним из первых, кто доказал химическую природу передачи нервного импульса от одной клетки к другой. Уже в 1908 году, когда он впервые в России записал электрокардиограмму сердца человека, Казань стала Меккой для всех, кого интересовала проблема физиологии сердца.

Несколько лет назад лаборатория синаптических процессов Казанского института биохимии и биофизики КазНЦ РАН, которой я руковожу, одновременно возглавляя кафедру медицинской и биологической физики Казанского государственного медицинского университета, стала разрабатывать проблемы, связанные с космическими полетами. Мы работаем с животными, которые содержатся в условиях, имитирующих гипогравитацию - состояние, близкое к невесомости. Эти работы показали, что гипогравитация изменяет не только свойства скелетных мышц, но и фармакологическую чувствительность иннервирующих их двигательных нервов. Из этого следует, что люди, которые работают в космосе, нуждаются в принципиально иной фармакотерапии, нежели практикуемой для обычных людей. Сегодня мы имеем данные, свидетельствующие о том, что периферическая нервная система спортсменов также имеет особенности чувствительности к фармакологическим препаратам. В таких случаях неизбежно стоит вопрос, а что же лежит в основе этого явления? Проведенные исследования показали, что наши основополагающие представления о функционировании нейронов не совсем точны и полны. Сегодня нам удалось выявить некоторые принципиальные механизмы, определяющие различия нервной системы у животных и людей, находившихся в условиях, обеспечивающих разный режим двигательной активности. Полагаю, что решение о создании филиала ИМБП будет иметь большое значение для развития и других разделов физиологии в казанских учебных и научных учреждениях, Так, большой интерес представляет проблема поведения стволовых клеток и особенности регуляции сердечной деятельности в условиях гипогравитации и т.д. Создание филиала позволит объединить усилия ученых и практических врачей, занимающихся различными аспектами теоретической медицины, которые затем могут быть использованы в различных областях клинической медицины. Экономически это тоже выгодно, поскольку статус академического института медицинского профиля дает дополнительные возможности для получения грантов по направлению "физиологическая наука - практике". Кроме того, организация филиала позволит значительно расширить возможности нашей академической поликлиники, поскольку ее можно будет доукомплектовывать самым современным и сложным научным оборудованием для проведения биохимических и иммунологических исследований.

С кадрами проблем не возникнет, так как многие известные казанские физиологи с удовольствием будут сотрудничать с филиалом. Основная проблема на сегодня - не площади и не деньги, а бюджетные ставки, поскольку в РАН прошло серьезное сокращение и теперь каждая такая ставка на счету. Штатных сотрудников на первых порах у нас будет немного, около десяти, а остальные будут работать по договорам, что позволит привлечь к исследованиям большое количество ученых. Радует, что решение о филиале принято на уровне Отделения биологических наук РАН и одобрено президентом РАН - академиком Юрием Осиповым.

Процесс становления научного учреждения в наше время очень сложен, но мы надеемся пройти этот путь в течение этого года. Признаться, меня не очень пугает, что процесс становления филиала несколько растягивается во времени, поскольку, по сути дела, научные исследования уже ведутся, хотя и не так интенсивно, как могли бы.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии