Время и Деньги
14.09.2009 Общество

Искоренить суверенитет

А теперь о грустном или, скорее, не вполне понятном - о том, что аккурат под День России Конституционный суд РФ направил в адрес руководителей органов госвласти РФ и ряда субъектов федерации письмо, в котором настоятельно порекомендовал, говоря дипломатическим языком, изъять из Конституций этих субъектов упоминание об их суверенитете и гражданстве.

В письме говорится, что в 2000-2001 гг. КС принял ряд решений, которыми интерпретировал вытекающие из Конституции и относящиеся к основам конституционного строя неделимость суверенитета России и конституционную, а не договорную, форму федерации.

"Исходя из того, что суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе госвласти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов федерации, КС пришел к выводу, что республики в составе РФ, как и другие субъекты, статуса суверенного государства не имеют и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным", - говорится в письме.

В документе подчеркивается, что выявленный в период с 2000 года массив противоречащих Конституции РФ и решениям Конституционного суда нормативных правовых актов субъектов федерации, прежде всего конституций (уставов), в основном был приведен в надлежащий вид.

"Вместе с тем приходится констатировать, что по сей день в ряде субъектов РФ из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик", - отмечается в письме.

В частности, поясняется в обращении КС, согласно конституции Республики Саха (Якутия) суверенитет республики означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и Республики Саха. Аналогичная формулировка содержится в конституции Татарстана.

Кроме того, пишут авторы, в текстах конституций Татарстана и Тывы имеются положения о гражданстве республики. Между тем в отношении гражданства субъекта РФ Конституционный суд в определении от 6 декабря 2001 года пояснил, что Конституция РФ не предусматривает гражданство республик либо других субъектов.

"Только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина", - говорится в письме.

"Конституционный суд обращает внимание органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах, на необходимость в кратчайшие сроки приведения в соответствие с Конституцией РФ и решениями КС основных региональных законов", - подчеркивается в письме.

Вопрос: как это расценивать и что теперь делать?

Ответы таковы.

Представители Госсовета и прокуратуры Татарстана заявили "ВиД", что пока что не получали никакого письма Конституционного суда РФ относительно необходимости исключить из нормативно-правовых актов понятия "суверенитет". "Делать какие-то заявления, основываясь лишь на сообщениях СМИ, преждевременно, - уточнил свою позицию прокурор РТ Кафиль Амиров. - Дождемся официального сообщения, потом будем делать выводы".

Еще более лаконичны были в Конституционном суде Татарстана: просто отказались от комментариев, сославшись на исключительную занятость главы КС Виктора Демидова.

А с точки зрения председателя комитета Госсовета РТ по экономике, предпринимательству и инвестициям Марата Галеева, в случае с Татарстаном все не так просто, как кажется. "Нельзя рассматривать ни Конституцию России, ни Конституцию Татарстана вне контекста Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который является равноценным документом, предусмотренным обеими Конституциями, - подчеркнул Марат Гадыевич. - И Договор признает действующую редакцию обеих Конституций.

Во-вторых, продолжил парламентарий, Конституция Татарстана редактировалась в 2002 году, и все замечания были учтены. И нынешняя редакция нашей Конституции, в том числе и первая статья о суверенитете, была согласована с Главным правовым управлением Президента России.

Марат Галеев напомнил, что в решении Конституционного суда РФ от 1992 года есть формулировки, прямо указывающие, что признается суверенитет республик в составе России, и не понятно, как произошла метаморфоза в позиции Конституционного суда 2000 года.

Официальные власти Татарстана никогда не трактовали суверенитет в одностороннем порядке, подчеркнул наш собеседник. Речь идет об ограниченной самостоятельности в рамках федеративного государства. Галлеев отметил, что понятие суверенитета в рамках федеративного государства является предметом скорее научных дискуссий: "Мы его толкуем как относительную самостоятельность вне пределов полномочий федерального центра. А на полномочия федерального центра Татарстан никогда не покушался. Наоборот, мы считаем, что сейчас законодательство Российской Федерации вторгается в компетенцию субъектов федерации. И на это Конституционный суд должен обратить самое пристальное внимание".

Марат Галеев привел в пример вопросы недропользования: "По статье 72 Конституции России - это совместные полномочия. А законодательство текущее выстроено таким образом, что это полномочия федеральные. И никто этого не замечает. Татарстан, я думаю, сейчас в большей мере стоит на защите Российской Конституции и озабочен сохранением федеративного характера развития государства".
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии