Время и Деньги
13.09.2009 Общество

То ли гостиницу построить, то ли публичный дом? Планирование будущего Казани напрямую зависит от качества и разнообразия стройматериалов

Некоторые татарстанские архитекторы и строители никогда не используют местные строительные материалы. А, собственно, есть ли что использовать? И если да, то каково их качество?.. Взаимоотношения местных архитекторов, строителей и производителей стройматериалов обсуждались на очередном “круглом столе” в Союзе архитекторов РТ (СА РТ). И, казалось бы, узкоспециальная тема быстро приобрела масштаб едва ли не философской проблемы соответствия формы и содержания.

Вызов промышленности Татарстана

"Сегодня мучаемся - какой кирпич выбрать, а ведь были времена, когда его распределяли в обкоме", - вспомнили недавнее прошлое участники обсуждения. Но так ли далеко мы ушли от того времени? Если выбирать надо из турецкого, белорусского, московского и невесть еще какого, а не татарстанского кирпича, - не особо-то и хорош такой выбор. Получилось, что, выполняя программу ликвидации ветхого жилья, Татарстан почти все деньги за стройматериалы отдал соседям, а ведь это был такой шанс поднять собственную стройиндустрию…

Директор ООО "Творческая мастерская архитекторов Токаревых", генеральный директор ЗАО "Архитектурно-строительная компания" Виктор Токарев отметил, что почти никогда не останавливается на местных стройматериалах из-за их низкого качества, например, отвратительной геометрии кирпича. А ведь потенциально, считает Виктор Степанович, Татарстан запросто может обойтись собственными материалами.

С некоторыми оговорками его поддержал заслуженный строитель РТ Альмир Салахов. По его мнению, полностью перейти на собственную продукцию невозможно, отдельные изделия придется закупать, но от порочной практики тотального завоза за тысячи километров надо уходить: "Это вызов нашей промышленности. Сможем ли мы решить эту проблему? Думаю, да. Сырьевая база для этого есть. Грамотные инженеры - тоже".

Тему продолжил заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Андрей Ясько. Он заметил, что металл мы ввозим по объективным причинам, а вот кирпич и кровельные материалы - из-за невысокого (за редкими исключениями) качества собственных. Один из самых больших, по его словам, государственных просчетов - слабое использование татарстанской минерально-сырьевой базы и отсутствие поддержки местного производства стройматериалов.

Но почему производство, например, плохого кирпича продолжается? Причем в солидных объемах. Значит, на него есть спрос. Почему застройщик применяет плохие стройматериалы? Потому что принцип его существования зачастую таков: получил заказ, построил и убежал, а как построил, из чего - все равно. Таким образом, недобросовестность производителей, строителей и проектировщиков подпитывают друг друга. "Качество стройматериалов и архитектуры очень связаны. И показателем здесь является то, что 70 процентов строящегося в Казани - бездарная архитектура!" - заверил Виктор Токарев.

Мысль о важности архитектурной, а также планово-градостроительной составляющей продолжил генеральный директор группы компаний "Фон" Анатолий Ливада. По его мнению, Казань, главным образом, страдает из-за одной большой ошибки, тянущей за собой волну последствий: "На аукционе мы покупаем земельный участок без задания - нет никаких планов, что и как ты должен на нем построить. И вот сам начинаешь думать: то ли гостиницу строить, то ли баню, то ли публичный дом? Ход мысли прост. Что выгоднее? Ага, публичный дом. Кто там подешевше спроектирует? А из чего дешевле построить?.. Потому-то и загадили центр". Что касается конкретно строительных материалов, то, по мнению Анатолия Николаевича, мы изучили мизерную часть имеющихся в РТ полезных ископаемых, которые могли бы пойти на соответствующее производство.

Что в недрах хранится

По данным, приведенным заместителем директора "ЦНИИгеолнеруд" Равилем Садыковым, 95% используемой в РТ минерально-сырьевой продукции на основе твердых полезных ископаемых завозится из-за пределов республики. Это широкая гамма строительной номенклатуры. Равиль Касимович видит две причины данной порочной политики. Первая. Низкий уровень местных производств ("Это наследие прошлого. Кто раньше работал на заводах стройматериалов? Или по разнарядке райкомов, или с судимостью, кого не брали на оборонные предприятия"). Вторая. Падение, из-за отсутствия денег, интереса к геологии в Татарстане. Сегодня мы наблюдаем перекос: республиканская программа по изучению недр все больше оттягивает средства на нефть и битумы, а на остальное сил нет.

От обнаружения месторождения до его освоения проходит 5-7 лет. И это упущенное время скажется в ближайшем будущем. Почему республика осталась без цементного сырья? Потому что сразу не обратили внимания на крупнейшие местные месторождения. Бывает и такое: месторождение открыли, а использовать его невозможно - нет производства, которое применило бы это сырье. Еще одна проблема в том, что местные власти не заинтересованы в разработке на своей территории полезных ископаемых. Налог на их добычу зачисляется в республиканский бюджет, а местные от этого ничего не имеют. Как тут проявлять инициативу? То есть в использовании сырьевой базы должна быть сформирована четкая государственная политика.

Что касается самих геологов, то они готовы работать и, по заверению Равиля Касимовича, свое дело делают. Например, все открывшиеся в последнее время в Татарстане заводы керамических строительных материалов введены в строй именно с их помощью.

Наследие советских времен

Участники "круглого стола" отметили, что Татарстан опять впереди планеты всей - за последнее время запустил несколько керамических заводов. Что ж, наверное, все-таки пришел век керамики, отметили специалисты. Видать, уже устали от других видов материалов, предположил Анатолий Ливада. Видимо, и средства появились, чтобы построить соответствующие заводы, причем при полном осознании того, что они никогда не будут выпускать материалы дешевле силикатных и панельных.

Но насколько проектировщики готовы использовать новый материал? По мнению Анатолия Ливады, большинство архитекторов застряли в прошлом. А потому заводы шлепают сегодня стандартный набор кирпича - одинарный, полуторный, двойной. На большее воображения не хватает. В итоге керамика, как это ни позорно, идет лишь на фундаменты, санузлы, перегородки. И некому подсказать, что надо выдвинуть ее на фасадную часть. "Перед нами пример Европы, богатый опыт дореволюционной России. Но нет, почему-то все боятся коснуться темы использования керамики. Все говорят, что она экологична, а что из нее можно сделать, никто не понимает. Фантазии, что ли, не хватает? Или задание некому дать?" - предположил гендиректор "Фона". - Сегодня мы используем ключищинский завод ("Ключищинская керамика" входит в структуру "Фона". - Т.Л.) в том числе и как экспериментальную лабораторию. Помимо стандартной продукции можем производить и блоки. Местное сырье позволяет делать широкую цветовую гамму - до 20 видов. Но никто не берется сделать из этого материала какой-то объект. Предлагаю провести конкурс на тему, что можно построить из керамики…

Мы, производители, не боимся, что перебьем друг у друга работу. Чем больше керамических заводов, тем больше проектных организаций будут этот материал использовать. Кроме того, у каждого завода, в зависимости от "подножного" сырья, своя себестоимость, номенклатура, цветовая гамма. Так что друг с другом найдем общий язык, но дайте нам задание, что выпускать - кривые, ровные, светлые, темные кирпичи, блоки… Все это надо выяснять через выставки, конференции, статьи… Сейчас мы проводим эксперименты и, думаю, скоро найдем решение, когда керамический кирпич в массе стены будет выгоднее, чем монолит, силикатный кирпич и другие виды материалов. Вот и пусть появится, например, такая тема - "Доступное и комфортное жилье из керамики". В скором времени представим материалы, которые докажут, что керамика имеет не только право жить, но и масштабно использоваться в строительстве. А глины для этого у нас немерено… В свое время именно наша фирма раскрутила в Казани желтый силикатный кирпич, первой построив из него дом. Сейчас то же самое хотим сделать с керамикой".

Почему Россия, в отличие от Европы, до сих пор не обратила внимание на этот материал? По мнению Анатолия Ливады, это порок советских времен, когда материалов, которые можно было бы использовать в архитектуре, попросту не было - довольствовались остатками отраслевого строительства. Впрочем, он отметил, что, например, силикатный кирпич сыграл свою роль и отрицать его историческое значение было бы неправильным. Есть специалисты, понимающие этот материал, сделавшие из него неплохие архитектурные формы. Но при этом Анатолий Ливада привел лишь одно преимущество силикатного кирпича - он темнеет весь одновременно.

Виктор Токарев был более категоричен: "Силикатный кирпич для меня - враг номер один. Это не лоббирование с моей стороны, это вопрос качества объектов. Против силикатного кирпича возражаю категорически". По его мнению, оправдать сегодня применение силикатного кирпича невозможно. Простой пример: "Это как с автомобилями. Были у нас когда-то "Жигули", "Москвичи", "Волги", но как только появились иномарки, все дружно пересели на них".

Маскирующие халтуру

В защиту других стройматериалов выступил проректор по научно-исследовательской работе КГАСУ, профессор Альфред Сулейманов, напомнив о принципе своего вуза: "Плохих материалов не бывает, универсальных - тоже, у каждого - свое место". По его словам, тот же активно ругаемый сегодня пенополистирол развязал архитекторам руки в плане формообразования, при правильной эксплуатации его характеристики ухудшаются незначительно. "Не думаю, что сходу надо отбросить другие материалы. Есть, в конце концов, промышленное строительство", - констатировал Альфред Мидхатович.

Кстати, о пенополистироле. Инспекция Государственного строительного надзора РТ распространила среди строительных компаний и проектных организаций Татарстана распоряжение Кабинета министров республики с рекомендацией не применять трехслойные ограждающие конструкции (в этом случае кирпичная кладка чередуется со слоем утеплителя - минваты или пенополистирола) в многоэтажных жилых и общественных зданиях. Эксперты считают, что отказ от "трехслоек" сделает жилье более экологичным, долговечным, поможет уменьшить расходы жильцов на проведение капремонта. Необходимо отметить, что этот, по сути дела, запрет был наложен в том числе и благодаря рекомендациям Правительству Татарстана, выработанным в ходе одного из "круглых столов" в СА РТ. Андрей Ясько, отметивший своевременность (это, кстати, еще вопрос - с применением "трехслойной" технологии в Казани возводится 70% всех новостроек, и, как рассказал один из идеологов запрета трехслойных конструкций - заместитель генерального директора, главный конструктор ЗАО "Казанский ГипроНИИавиапром" Эдуард Копсов, вердикта добивались три года, отправили по этому поводу в Минстрой РТ шесть обращений, на которые ответа так и не получили) решения по трехслойным конструкциям, задался вопросом: чем их заменить? Слава богу, появились заводы, которые производят керамические блоки, в принципе, позволяющие проектировать, избегая применения утеплителей. Но пока по новому материалу много вопросов. С заместителем министра согласился Эдуард Копсов, отметивший, что альтернатива в виде керамических блоков пока проблемна, но есть другие решения, например, выпускаемые ООО "КЗССМ" блоки ячеистого бетона. Впрочем, стены могут быть и из других легких бетонов. И здесь участники "круглого стола" подошли к проблеме того, что строители и архитекторы зачастую не владеют всей гаммой стройматериалов.

Анатолий Ливада посетовал заведующему кафедрой проектирования зданий КГАСУ профессору Валерию Куприянову на то, что на кафедре не ведется никаких работ, связанных с керамикой, и - по всей видимости, от имени "Фона", предложил студентам КГАСУ создавать проекты, которые можно сделать из керамики. Валерий Николаевич с этим согласился и, чтобы новые материалы быстрее дошли до потребителя, предложил выпускающим их заводам теснее сотрудничать со строительным университетом: "Хотя бы предоставляйте нам образцы. Кафедры должны быть завалены новыми материалами и сопроводительными документами, чтобы студенты с ними работали, а то ведь они современных материалов не видят".

Вместе с тем он предостерег от впадения в крайность - аврального перехода на керамические кирпичи и блоки: "Там проблем тоже хватает. Потребуются исследования, обоснования, а "науки" по этим материалам у нас пока недостаточно". В связи с этим Валерий Куприянов высказал пожелание об изменении технической политики татарстанского Минстроя, который должен смотреть вперед. Необходима специальная аналитическая группа, иначе ситуации, когда мы сначала трехслойные конструкции разрешаем, а потом запрещаем, будут повторяться.

Под занавес обсуждения главный архитектор проектов Центра разработки Генерального плана Казани ОАО "Институт "Казгражданпроект" Сергей Саначин поделился неожиданным наблюдением. Когда имели под рукой просто бетон или просто кирпич, было сразу видно - вот хороший проект, а вот плохой. А теперь современные материалы помогают недобросовестным архитекторам гнать халтуру, маскируют ужасную архитектуру.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии