Время и Деньги
12.09.2009 Общество

Вино мудрее политики. Виноделы СНГ объединяются, когда речь заходит о любимом деле

Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство, говорил о вине Авиценна, и это высказывание справедливо для употребления любого продукта виноделия. Действительно, лишь умеренное количество напитка богов может раскрыть лучшее в вине и в человеке, его пробующем. Трепетное отношение к вину формирует как личную культуру потребления алкогольных напитков, так и, в результате, общественную. А это уже вопрос государственной важности, тем более - во время экономического кризиса: рост объемов фальсифицированной алкогольной продукции высокой крепости может привести к плачевным последствиям для бюджета в целом (к сожалению, преимущественно водочно-ориентированного) и населения в частности. В подобных условиях возрастает роль профессиональных дегустаторов - редких специалистов, чей опыт копится годами. В то же время в этой роли - для себя лично - может выступить и обычный потребитель.

Очарованные потребители

Часто возле винной витрины супермаркетов можно наблюдать одну типичную картину. Будь то девушки-подружки, либо некий романтически настроенный молодой человек, либо дама средних лет - потенциальные покупатели хорошего, но доступного по цене алкоголя топчутся возле заставленных доверху полок с мятущимся видом. Берут в руки то одну, то другую бутыль, а глаза разбегаются от ассортимента, ярких этикеток и ценовых категорий. Подходит консультант алкогольного отдела и, как правило, начинает предлагать либо "брендовые", либо настолько типовые продукты, что покупатели тушуются окончательно и берут, в конце концов, первую попавшуюся под руку бутылку. А, открыв на застолье и сделав глоток, с возгласом: "Фу, кислятина, лучше бы коньяк с колой попили!" - оставляют в сторону с твердым намерением больше не пытаться покупать вино.

Печально. Хотя, говорят, до вина нужно дорасти. Кто-то по-настоящему открывает для себя этот древнейший алкогольный напиток (возраст виноделия эксперты отсчитывают, начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры) на стыке юности и молодости, кто-то - будучи в среднем возрасте, а кто-то - и на склоне лет. Как правило, здесь должны совпасть два фактора: стремление стать немного просвещеннее и наличие рядом знающего ценителя. Ну а если первое есть, а со вторым пока проблемы, можем дать несколько простых советов. Первое: хорошее вино - далеко не всегда значит дорогое. Второе: ищите легкую бутылку - производители хорошего вина используют легкие материалы для упаковки в целях снижения издержек. Третье: ищите простую этикетку - чем она проще, без всяких там девочек и цветочков, тем больше шансов остаться удовлетворенным содержимым.

Дегустаторы: чему завидуете, товарищи?

На государственном уровне путеводной звездой рядового потребителя выступают специалисты соответствующих контрольно-надзорных органов. В то же время эксперты отмечают, что сегодня появляется все больше некачественного алкоголя, соответствующего ГОСТам и имеющего все необходимые "защитные" марки. Хотя сегодня контрольно-надзорные ведомства в сфере оборота алкогольной продукции вооружены хорошо оснащенными лабораториями, а на защиту местных производителей грудью встает региональный административный ресурс. По словам первого заместителя начальника Госалкогольинспекции РТ Аиды Черкашиной, в последнее время возрастает роль так называемых тонких инструментальных методов анализа - органолептических, когда опытные эксперты на основании собственных ощущений выявляют несоответствие продукта заявленным параметрам качества. "ГОСТы - это узкий круг технических параметров, вопросы идентификации они не позволят решить", - уверена Черкашина.

Если продукт - новый и только предлагается производителями для местного рынка, они получают предписание на устранение недостатков. Как рассказал "ВиД" начальник Госалкогольинспеции РТ Алексей Казаков, именно таким образом были "простимулированы" некоторые европейские производители мартини, а также руководители некоторых предприятий знойного юга России и стран СНГ, пытавшиеся под видом шедевров виноделия продавать нам продукт, далекий от "экспортного варианта".

Однако, как утверждают в Госалкогольинспекции РТ, специалиста-дегустатора надо еще "взрастить". "Голой" теории тут недостаточно - необходима постоянная практика. Мнение обывателей, что, мол, велик ли труд - дегустировать вина да коньяки в свое удовольствие, имеет мало общего с действительностью. Безусловно, дегустаторы любят свою работу, однако это достаточно сложный процесс, сопряженный с большой ответственностью. Да и описать ощущения непросто - словарь дегустатора насчитывает до 1500 характеристик. По признанию Аиды Черкашиной, с точки зрения описания сложнее всего дегустировать водку (мало характеристик), а с точки зрения физической - шампанское. Бойкие пузырьки из десятка образцов, атакующие вашу нервную систему в разгар рабочего дня - это, знаете ли, не для слабых духом и телом.

Ближе к вину - дальше от политики

На днях в Госалкогольинспекции РТ завершился научно-практический семинар, организованный ГУ "Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка" совместно с Госалкогольинспекцией Республики Татарстан и Национальным институтом винограда и вина "Магарач" (Украина). Участникам семинара, среди которых были члены Республиканской межведомственной дегустационной комиссии по алкогольной продукции, руководители и специалисты испытательных и производственных лабораторий республики и регионов России, специалисты заводов-производителей республики и России, работники оптовой торговли, пришлось выдержать огромную нагрузку. Шутка ли - в течение недели изучить, грамотно дегустировать и оценить по 100-балльной международной шкале около сотни образцов винодельческой продукции со всех уголков земного шара! В роли штурмана в винном море выступил специально приглашенный эксперт - кандидат технических наук, лауреат государственных премий Автономной Республики Крым, заведующий отделом технологии вина и коньяка института "Магарач" Анатолий Яланецкий. Семинар включал теоретические и практические занятия и был направлен, по словам Алексея Казакова, "на дальнейшее расширение способностей".

Корреспонденту "ВиД" представилась возможность побывать на первом занятии семинара. Ведущий эксперт по виноделию постсоветского пространства Анатолий Яланецкий являет собой пример человека, влюбленного в дело своей жизни. Рассказывая об Институте "Магарач", основанном в 1828 году по высочайшему повелению Императора Николая I, о возникновении виноделия и его роли в истории человечества, о развитии винопроизводства в России и СССР, Яланецкий постоянно употреблял термин "наша страна", подразумевая под этим и Украину, и Россию, и Грузию... Так уж вышло, что политика пересилила - вино и Крым, а с ним и "Магарач" вдруг оказались на территории иностранного, порой не слишком дружелюбного к нам государства. Однако не стоит забывать, что справочниками старожилов "Магарач" (в прямом смысле слова - некоторым из них уже за 80, и они до сих пор работают в качестве экспертов института), ведущих ученых советского времени, до сих пор руководствуются производители стран СНГ. Здесь же хранится и самое старое вино в России - Мускат Розовый "Магарач" урожая 1836 года.

На языке виноделия

Анатолий Яланецкий выступал перед специалистами, что называется, на языке виноделия. Однако, по мнению корреспондента "ВиД", некоторые подробности его выступления могут оказаться любопытными и для рядового любителя доброго вина.

Так, в наши дни виноградник "живет" 11 лет (хотя, по словам эксперта, в Калифорнии сегодня есть виноградники, возраст которых зашкаливает за 100 лет), где на 1 га обычно располагаются до 110 тыс. кустов. Такая "краткосрочная" жизнь виноградника обусловлена необходимостью его обновления, хотя это удовольствие недешевое - в среднем $15 тыс. Сегодня в мире известно несколько десятков тысяч сортов винограда - каждый "базовый" сорт может иметь до 50 так называемых "синонимов". Однако на вкус вина очень сильно влияют особенности природной зоны, где размещен виноградник. "Невозможно высадить Шардоне близ Казани и получить высококачественное вино", - пошутил Яланецкий. По словам крымского эксперта-винодела, сегодня на слуху, главным образом, два сорта - белый Шардоне и красный Каберне Совиньон. "Эти два сорта великолепно себя зарекомендовали, они настолько пластичны, что позволяют получать вина очень высокого качества", - считает Яланецкий.

Вина различают натуральные и специальные (крепкие, десертные, купажированные), сортовые и смешанные, молодые и выдержанные. Кроме того, вина подразделяются на ординарные (реализуются после 1 января года, следующего за годом их выработки), марочные (белые должны вызревать не менее 1,5 года, красные - не менее 2,5 года), коллекционные (аналогично марочным плюс выдерживаются еще несколько лет в бутылках) и вина, контролируемые по происхождению. Последних в СНГ нет, поскольку нет таких регламентов (в России так вина не маркируют).

Примечательно, что на Украине недавно принят закон "О вине и виноделии", а в России, отмечает Аида Черкашина, такой закон "готовится" уже 20 лет, хотя он очень нужен. А самое забавное, по словам Черкашиной, что Украина работает без ЕГАИС, а украинские контрольно-надзорные органы в сфере оборота алкоголя взяли за основу…опыт Госалкогольинспекции РТ.

Как отмечалось выше, сегодня в рядовых магазинах можно увидеть огромный ассортимент вина, оно все больше популяризируется. Однако в погоне за коммерческим интересом так называемые виноделы наращивают объемы в ущерб качеству. Между тем качество вина тем более ценится, чем меньше урожайность виноградника. И дело даже не в том, что такого вина мало, а в том, что только так гроздь сможет взять из почвы и сконцентрировать в каждой ягоде экстрактивные вещества, придающие благородный вкус вину. Как рассказал Яланецкий, при урожайности 60-70 центнеров (5-6 т) с гектара - это высококачественное вино, а 200-450 центнеров - уже среднего качества (как в традиционно дипломатичном стиле дегустаторов-профи отметил Яланецкий, "не всегда высокое"). Кроме того, вино не будет хорошим, если собирать виноград днем, на жаре (поэтому многие виноделы ведут сбор ночью, при фонарях, и вручную), если задержать его обработку.

Жаркие споры, по словам Яланецкого, ведутся вокруг приемлемости различных добавок в вино. Он рассказал, какие вещества однозначно запрещается добавлять в вино: воду, красители, ароматизаторы, сахар-песок и сахарозу (там, где они не разрешаются), некондиционный виноград, соки и т.п. Однако производители постсоветского пространства и стран СНГ до сих пор не могут договориться по поводу спирта для специальных вин. Так, ЕС признает только виноградный спирт, а у нас его не используют, поскольку его нам бы просто не хватило - в СНГ производится большое количество десертных и крепленых вин. Да и цена спирта-ректификата в четыре раза ниже, чем виноградного.

В завершение семинара Анатолий Яланецкий отметил высокий уровень оснащения лаборатории Госалкогольинспекции РТ и заявил, что отказывает многим приглашениям ради Казани (это не первый приезд эксперта в Татарстан). Аудитория рассыпалась в ответных реверансах. "Мне, от лица своего производителя, очень стыдно, что я не делаю такого вина, какое мы дегустировали на вашем семинаре", - расчувствовалась одна участница. "Каждую ветвь очищают, чтобы она принесла лучший плод", - загадочно, на языке виноделия ответил Яланецкий.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии