Время и Деньги
15.09.2009 Общество

Пережитки прошлого

Итак, для Дмитрия Медведева сделали самую большую в мире хохломскую ложку. Ну, сделали и сделали - главам государств еще и не такое дарят. Но, думается, символизм этого подарка гораздо глубже, чем может оказаться.

Журналист Борис Грищенко вспоминает, как, попав по заданию редакции в какие-то партийные закрома, обнаружил там совершенно обалденные подарки. Например, ковер с изображением Ленина, укрощающего змей игрой на дудочке. В статье это все требовалось как-то расшифровать, поэтому к фантазии "Ленин со змеями" Грищенко присобачил объяснение, что она символизирует надежду Азии на преодоление козней проклятого империализма. Значение подарочного шестнадцатилитрового и двухметрового черпака фабрики "Хохломской художник" ее директор Владимир Соловьев объясняет просто: "В деревенском доме большая ложка была главным символом хозяина. Хозяин дома ею нередко нерадивых сынов воспитывал - в лобешник заедет, и, глядишь, ослушник одумается… Есть хохлома городская, а наша - деревенская. Город чем от деревни отличается? В городе и со знакомыми на улице не здороваются, а в деревне и с незнакомыми поздороваются обязательно. Так что на деревне люди душевнее, и роспись у нас такая же. Мы хотим, чтобы президент наш помнил про деревню с ее проблемами".

Представляю раздражение определенного рода деятелей, которые любят порассуждать о "русском рабстве". Припоминается, как пару лет назад, выступая в Казани, Виктор Шендерович заметил, что пора наконец понять: нам не нужен глава страны - отец родной, нам нужен эффективный менеджер… Вот только знаменитый сатирик как-то забыл о том, что менеджеров на высших постах мы насмотрелись столько, что от них уже в глазах рябит и тошнит изрядно, а вот с отцами родными что-то большой дефицит. Впрочем, господин Шендерович не сказал чего-то принципиально нового - мысль о рынке как об автоматическом гаранте развитости и процветания, а также вмешивающемся куда не просят патерналистском государстве не нова. О необходимости реванша экономической рациональности, прежде теснимой внеэкономическими подходами, о вынесении за скобки всего "нерентабельного" говорили давно. Как пишут социологи, нынешняя либеральная революция и началась с нападок на "государственно-бюрократический паразитизм", которому она противопоставила "здоровую экономику" во главе с фигурой ответственного хозяина. Прошло несколько лет, и мы увидели на месте этого хозяина безответственного экспериментатора, финансового спекулянта, теневого дельца и глобального кочевника, оставляющих пустыню на местах своей "бюрократически не стесненной" активности. Правильно, ведь глава семьи не будет проводить над своими детьми "рыночные" эксперименты и смотреть, как отбракованные "естественным" отбором "неприспособленные" скатываются на обочину жизни. А вот для "эффективного менеджера" это раз плюнуть, а в случае чего можно ведь и продать бизнес, отец же своих детей не продаст ни при каких обстоятельствах. Впрочем, разные "эффективные" господа, борющиеся с "тоталитарными традициями и пережитками патерналистско-уравнительной системы", уже давно поставили цель выковать нового человека - без каких бы то ни было социальных чувств. Ведь, как писал Александр Панарин, кроме новых приватизаторов, нуждающихся в оправдании своих людоедских практик, одобрить мировой порядок, основанный на принципах естественного отбора, способны лишь массовые потребители, превыше всего ценящие вещи. Уж они-то все будут оценивать как товар, за который полагается платить наличными… Что касается несчастной, почти умерщвленной нашей деревни, то это ненавистный для сторонников "естественного" подхода "традиционный" мир, в котором не позволительно обделывать свои делишки за спинами других.

В общем, точно можно сказать, что господам типа Гайдара и Чубайса никто ложек преподносить не станет. Разве что принесут осиновый кол. Да и то не в качестве подарка.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии