Время и Деньги

Задание - спасти от наркоты

26 июня - Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, который отмечается с 1988 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Исторические факты свидетельствуют о том, что противодействие распространению наркотиков предпринимается уже в течение 100 лет. В феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, в работе которой участвовали 13 стран (в том числе и Россия), обсуждала весьма злободневный вопрос об ограничении ввоза одурманивающих веществ из азиатских стран. Проблема наркомании, как известно, со временем не только не потеряла актуальность, но стала еще острее.

В наши дни в России официально зарегистрировано 537 тысяч человек с диагнозом "Наркомания". Но подсчеты по методикам ООН и Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют о том, что потребителей "дури" в 5 раз больше - 2,5 миллиона человек. Жертвам наркомании в основном от 18 до 39 лет, ежедневно из жизни уходят до 80 человек, в год - 30 тысяч.

Однако даже эта печальная статистика могла приобрести поистине катастрофический характер, потому что в начале нынешнего века наркомания в нашей стране распространялась со скоростью лесного пожара - прирост употребляющих наркотики составлял более 20 процентов в год. Этот безумный бег удалось приостановить лишь спустя несколько лет: в 2006 году количество наркоманов прибывало с интенсивностью в 2,5 процента.

Столь значительных перемен удалось добиться и благодаря успешной работе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, созданной в системе правоохранительных органов в 2003 году. Полицейские наркоконтроля перекрывают каналы наркотрафика, выявляют наркопритоны, раскрывают организованные группы наркодилеров, расследуют преступления, связанные с контрабандой наркотиков, и делают еще очень многое для спасения нации от смертоносной напасти.

О том, как все это осуществляется на "отдельно взятой территории", сегодня рассказывает нашему корреспонденту начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, генерал-лейтенант полиции Ильгиз МИНУЛЛИН.

"Пока есть спрос, будут и предложения"

- Ильгиз Марсович, почему все-таки до сих пор наркомания является таким злом, которое еще нигде и никому не удавалось искоренить?

- В юности я несколько раз перечитывал повести Павла Нилина "Жестокость" и "Испытательный срок", посвященные первым сотрудникам милиции Страны Советов. Помнится, когда прозвучал вопрос: "Кем станете, когда мы победим?", один ответил: "Учителем", другой сказал: "Пойду на завод работать"… Для борьбы с распространением наркотиков принцип "Мы сейчас повоюем, а потом будем заниматься мирными делами" не подходит. Наркомания оказалась такой глобальной проблемой, которую невозможно решить в строго отведенные сроки даже при помощи самых современных методов и приемов.

В середине 70-х годов прошлого столетия в правоохранительных органах нашей республики всего один сотрудник занимался всеми делами, связанными с распространением наркотических веществ, потому что милиции был известен каждый из шести наркоманов. Их количество не менялось в течение нескольких лет потому, что достать наркотик было чрезвычайно трудно: все границы - на замке, в больницах - полный порядок с учетом и контролем ампул с морфием.

Спустя тридцать с лишним лет наблюдается другая картина. Границы нараспашку, новые наркотики появляются как грибы после дождя, Интернет со своими плюсами имеет и минусы, предлагает содействие в приобретении "дури", в клиниках уже давно не редкость халатное отношение к хранению болеутоляющих наркотических веществ… Сложившуюся ситуацию чрезвычайно трудно изменить, пока есть люди, которые готовы за дозу продать свою душу даже дьяволу. Если не станет покупателей, то и продавцам некому будет предлагать свой товар. Но пока есть спрос, будут и предложения, невзирая даже на самые строгие меры государственного масштаба и удачные оперативные мероприятия правоохранительных органов.

- Не появляется ли от всего этого ощущение безысходности?

- Нет, потому что реально оцениваю позитивные перемены в шкале приоритетов молодого поколения. У большинства из тех, кто сегодня вступает в самостоятельную жизнь, не модно курить, употреблять спиртные напитки, пробовать наркотики. Зато все более популярными становятся занятия спортом, которые на долгие годы помогают сохранить здоровье и хорошую физическую форму. Наша прагматичная и здравомыслящая молодежь пришла к закономерному выводу о том, что потребители наркотика, который способен поработить человека, практически не имеют шансов стать успешными людьми. Потому что такое понятие, как успешность, подразумевает уважение окружающих, конкурентоспособность в профессии, создание крепкой семьи.

Отличительными чертами антинаркотических программ, которые по инициативе Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева в течение десяти лет выполняются в нашей республике, являются координация работы всех ведомств и ориентация на профилактику. Осуществить все то, что запланировано, - значит не допустить употребления наркотиков в молодежной среде и предпринять все возможное для спасения людей, которые уже проходят круги наркотического ада.

Татарстанская служба наркоконтроля является одним из координаторов этого масштабного проекта, в реализации которого участвуют республиканская и муниципальная власть, министерства и ведомства, общественные и религиозные организации. Общими усилиями в республике удалось сформировать систему противодействия наркомании и наркобизнесу, которая основана на конкретных мерах и действует достаточно эффективно. Это обстоятельство, кстати, отмечалось на одной из последних сессий Госсовета РТ, где при обсуждении законопроекта о профилактике наркомании говорилось о необходимости достаточного финансирования республиканской антинаркотической программы.

"Кадры, которые мы выбираем"

- В российской прессе приходилось читать сообщения о том, что представители правоохранительных органов ловят за руку потребителей с коробком "травки" в кармане, а наркодилеры с крупными партиями товара остаются в тени. Актуальна ли эта тема для татарстанской службы наркоконтроля?

- Полицейские наркоконтроля нередко начинают оперативную разработку с того человека, который продавал одну дозу, потом выходят на его "снабженца", торговавшего 10 дозами, и двигаются дальше по цепочке, которая приводит к крупным поставщикам наркоты не только в Татарстане, но и за его пределами. Всего за пять месяцев этого года удалось перекрыть 9 международных и межрегиональных каналов наркотрафика, зарегистрировать 780 наркопреступлений, из которых 84 процентов являются тяжкими и особо тяжкими, изъять 9 килограммов героина, 25 - гашиша, 10 - марихуаны. Многие из оперативных мероприятий, в которых были задействованы представители всех наших подразделений, действительно начинались с изъятия "коробка с травкой", а завершились, по сути, крупномасштабными операциями.

- Результаты работы говорят о том, что в татарстанской службе наркоконтроля серьезно относятся к подбору и расстановке кадров. Какие качества ценятся прежде всего в людях, решивших вступить в борьбу с "чумой ХХ века"?

- Каждый из тех, кто поступает на работу в полицию наркоконтроля, обязательно проходит тестирование и пишет диктант. Будущий сотрудник нашего ведомства должен быть психологически выдержан, образован и грамотен, обладать хорошим здоровьем. Но, как говорится, есть и свои нюансы.

Оперативным работникам необходимо иметь дар перевоплощения: им придется внедряться в преступные группы и так исполнять свою роль, чтобы и комар носа не подточил. Спецназовцам нужна хорошая спортивная подготовка: не исключено, что понадобится в считанные секунды спускаться по веревке с крыши и одним ударом выбивать тройной стеклопакет, например, на 7-м этаже, чтобы попасть в квартиру наркодельца.

Криминалистом сможет стать человек со специальными знаниями и навыками. Следователю потребуется умение собирать улики, анализировать и сопоставлять факты. Сотрудники отдела межведомственного взаимодействия должны обладать педагогическим талантом, потому что они работают в основном в учебных заведениях со студентами и школьниками.

Все это еще далеко не полный перечень специальностей, которые востребованы в полиции наркоконтроля. Каждое из наших подразделений выполняет поставленные перед ним задачи, но преследует одну важную и ответственную цель - защиту республики от нашествия наркотиков. Профессия полицейского наркоконтроля становится престижной: есть уже очередь из претендентов, которые хотели бы у нас работать.

- Говорят, что даже при напряженном и непредсказуемом графике работы полицейские наркоконтроля находят время для благотворительности…

- Да, есть такой детский дом, над которым мы шефствуем в течение 13 лет. Сначала для его воспитанников просто собирали вещи, а потом приехали на детский утренник и с тех пор стали там частыми гостями. Нынче подарили диваны и портьеры для игровых комнат, организовали экскурсию на конный завод, где каждый ребенок под присмотром шефов мог покататься на лошади. Такое общение не только радует сирот, но и является чрезвычайно полезным для наших молодых сотрудников, в которых не должно быть равнодушия к чужой беде.

"Не ужесточение, а неотвратимость"

- В последние годы федеральные законодатели наконец-то взялись за разработку документов, направленных на более решительную борьбу с распространением наркотиков и их нелегальным оборотом. Помогут ли эти подвижки достичь уровня законодательства развитых стран, где с наркодельцами давно уже не церемонятся?

- Из истории известно, что в то самое время, когда вору, пойманному с поличным, отрубали руку, на площади происходило самое большое количество карманных краж. Статьи уголовного Кодекса РФ, по которым мы работаем, достаточно жесткие: они предусматривают до 20 лет лишения свободы за распространение наркотиков в составе организованных групп и преступных сообществ, сбыт в особо крупных размерах.

По моему убеждению, важна не столько жесткость, сколько неотвратимость наказания. Очевидно, что поставщик крупной партии "товара", который мог свести в могилу многих людей, должен сидеть в тюрьме. Но и человек, который хранит у себя хотя бы полграмма наркотика, должен знать о том, что нарушает закон и понесет за это наказание.

- Татарстанская служба наркоконтроля вошла в число разработчиков татарстанского законопроекта о профилактике наркомании, который уже принят в первом чтении. Все ли предложения учтены, что осталось недосказанным?

- Жаль, что законодателям не удалось избежать некоторых недомолвок. Во-первых, в законопроекте не упоминается о мерах по профилактике табакокурения и употребления спиртных напитков, хотя достаточно часто следом за никотином и алкоголем в жизни человека появляются наркотики. Во-вторых, нет статьи о тестировании на употребление наркотиков всех задержанных за совершенные преступления, и нам придется его проводить, как и прежде, только по решению следователей или оперативных сотрудников. Есть еще некоторые недочеты, но, в целом, это хороший закон, в котором учитывается лучший отечественный и зарубежный опыт.

- Как относитесь к идее принудительного лечения от наркомании, о чем шла речь недавно на заседании Республиканского общественного совета при татарстанской службе наркоконтроля?

- Лично я - сторонник принудительного лечения наркоманов. В поле зрения правоохранительных органов часто попадают больные люди, которые работают на наркосбытчиков за дозу для снятия ломок. Этим наркопотребителям нужно дать возможность альтернативы: либо они выбирают добровольное лечение, либо их дело рассматривается в судебном порядке. Такая система уже давно существует в Европе и США и дает весьма обнадеживающие результаты.

Если, например, наркозависимый совершил незначительное преступление, суд предлагает ему вместо срока лечение. Так как это является своего рода отложенным приговором, правоохранительные органы проявляют интерес к своему "подопечному", пока тот проходит курсы лечения и реабилитации. Если спустя полгода врачи вынесут положительное решение о здоровье пациента, он освобождается от ответственности. По моему убеждению, ЛТП для наркоманов должны находиться не в системе исправительных учреждений, а принадлежать медицинскому ведомству.

- Существует ли опасение, что правозащитные организации воспримут эту новацию как нарушение прав человека?

- Но кто тогда защитит права семьи, которая осталась в пустой квартире, потому что все вещи проданы сыном за бесценок, а деньги потрачены на наркотики? Какие слова утешения найти для бабушки, у которой внук-наркоман украл пенсию и снял икону со стены?

Права людей, оказавшихся в столь трагических обстоятельствах, тоже нужно защищать. Существование под одной крышей с наркоманами является мучительным испытанием, которое редко обходится без тяжелых последствий. Надеюсь, что и этот немаловажный момент учтут правозащитные организации.

- Скажите откровенно, бывает по-человечески обидно, когда столь ответственная и сложная работа, которой занимаетесь, подвергается критике?

- У моего давнего друга Александра Петровича Гусева есть хорошая присказка: "На обиженном воду возят, а умный из любой критики делает правильные выводы". Стараюсь следовать этой заповеди и находить рациональное зерно в любой критике.

- Через три дня, 1 июля, исполняется шесть лет со дня создания татарстанской службы наркоконтроля. Что скажете своим коллегам накануне праздника?

- Скажу всем спасибо. За службу, которая опасна и трудна. За мужество и ответственность при выполнении сложнейших заданий. За понимание, что каждый раз они спасают от наркоты жизнь человека - единственную и неповторимую.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии