Время и Деньги
21.10.2010 Политика

Раскладушка Кудрина

Вчера по СМИ разлетелась новость о том, что Правительство РФ до конца июля определится с выдачей кредита Исландии. Судя по тому, какие разъяснения дал по этому поводу журналистам замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин, вопрос, на самом деле, решен - дадим островитянам полмиллиарда долларов США. Вопрос - зачем?

Надо напомнить, наверное: впервые о том, что Россия может прокредитовать экономику Исландии, пережившей в октябре 2008 года дефолт, наши правительственные финансисты заговорили в том же ноябре. Тогда шла речь о сумме до 4 миллиардов долларов, и намерение вызвало, естественно, болезненную реакцию в самой России, тоже вляпавшейся в кризис. Но тогда Кудрин и Ко хотя бы могли кивать на наши третьи в мире по величине золотовалютные резервы, - мол, не обеднеем, а кризис скоро кончится. Сегодня исландцы просят в восемь раз меньше, но наших-то ЗВР осталось на полгода жизни, сами готовимся побираться, а конца кризиса пока что не видно. Нет, зуд не утих, оказывается, тема всплыла вновь, и это заставляет думать о присутствии здесь каких-то неведомых общественности и не факт, что российских государственных интересов.

По уму, будь у нас реальный парламент, а не собрание с доминирующими настроениями "чего изволите", вопрос о кредите Исландии (получившей, кстати, $2,1 млрд. от МВФ) сегодня уже стал бы предметом депутатских запросов, а завтра - темой обсуждений хотя бы в профильных комитетах. Почему собираемся дать? На какой срок и на каких условиях? Каковы гарантии возвратности, экономические и политические выгоды для России? Нет ответов, хотя и должны прозвучать. Потому что - "нет вопросов": с точки зрения Минфина, озвученной г-ном Панкиным, в Исландии "наблюдается улучшение, стабилизация ситуации по сравнению с прошлым годом. Принимаются разумные меры по сокращению дефицита и урегулированию внешнего долга". В то же время "сохраняется нерешенным вопрос об объеме банковских долгов" и "в целом сохраняется очень высокий уровень государственного долга". Нормальный, короче, заемщик.

Некоторые безответственные журналюги и блогеры предположили прошлой осенью, когда стало ясно, что г-на Кудрина "беспокоит Гондурас" (отсыл к стародавнему анекдоту): а не корыстный ли здесь интерес, не хранятся ли на счетах в исландских банках личные, так сказать, средства близких министру финансов людей, а то и его собственные, которые надо, конечно, вытащить из впавшей в коллапс банковской системы еще совсем недавно образцового в этой сфере государства? Разумеется, это всего лишь гнусные домыслы, и, разумеется, ниже достоинства Алексея Леонидовича вдаваться в объяснения по этому поводу. Да и перед кем?!

Вот именно! Не перед кем отчитываться. Разве что перед Владимиром Владимировичем Путиным, но он, кажется, верит Кудрину больше, чем себе, не подвергая сомнению ни одно решение этого на самом деле "первого министра".

…Специалистам хорошо известно выражение "ножницы Кудрина". Это такой механизм расчета экспортной пошлины на нефть, придуманный Минфином РФ, при котором периоды снижения мировых цен на нефть и уменьшения таможенных пошлин не совпадают, и нефтяникам периодически становится очень больно. Сейчас впору вводить в оборот другой термин - "раскладушка Кудрина", от которой больно уже не только нефтяникам, а всей экономике страны. Поясню.

Один из постсоветских апокрифов гласит, что в пору, когда Путин ушел из администрации Собчака буквально на улицу, в тот очень нервный для Владимира Владимировича период, когда решался вопрос о его трудоустройстве в Москве, именно Алексей Леонидович протянул товарищу по питерской администрации руку помощи; говорят, что Путин даже ночевал несколько раз у Кудрина на раскладушке чуть ли не на кухне. И вот эта раскладушка, помноженная на представления ВВП о мужском братстве и офицерской чести, и сделала, боюсь, Кудрина непогрешимым и незаменимым. Никакая, даже самая развернутая и аргументированная критика пагубной для России политики нашего Минфина, никакой хор самых авторитетных экономистов, никакие данные о гигантских издержках нашей антикризисной программы с эффектом, близким к нулевому, не оказывают на ВВП заметного воздействия.

Конечно, перед таким стоицизмом остается только снять шляпу. Если не думать о его цене, а также и о том, что рано или поздно ответственность за политику г-на Кудрина может быть неприкрыто возложена на самого Путина.

К слову: согласно "Интерфаксу", по итогам первого квартала 2009 внешний долг Исландии превышал $100 млрд. и составлял почти 850% ВВП. В эту сумму входят обязательства трех крупнейших банков страны, которые были гарантированы правительством Исландии.
41
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии