Необъективный объективист
25.02.2010 Культура

Необъективный объективист

Выставочный зал Государственного музея изобразительных искусств РТ представляет персональную выставку председателя правления общественной организации "Казанский фотоклуб" Георгия Козлова. На проекте "Объективизмы" можно видеть лучшие работы автора за последние десять лет творчества.

Экспозиция в силу разных причин небольшая, а посему включающая ряд тем как будто пунктиром. Хотя, впрочем, каждая из обозначенных тем могла бы стать поводом для отдельной экспозиции.

Умение видеть в обыденном необыкновенное - вот, пожалуй, отличительная черта Козлова.

На площади перед пожарной вышкой - стая голубей. И мастер снимает это так, словно мы не на площади простенькой Костромы, а на знаменитой Сан Марко в Венеции, где так же носятся стаи этих птиц. И получается, что наша Кострома ничем не хуже и не скучнее, чем великий итальянский город.

Барышню в белом платье бабушка благословляет иконой, еще чуть-чуть - и машина с кольцами увезет ее в новую жизнь. А в комнате мирно свернулась клубком кошка, на стенке до сих пор стоит любимая кукла. Страх и радость в глазках у невесты - и страшно покидать дом, и так манит новая жизнь. Серия "Невесты" - одна из самых трогательных у Козлова. Сколько трепета, света в каждом снимке! А дальше, как логическое продолжение, - серия снимков о рождении человека. И есть в этих фотографиях что-то от живописи Возрождения, ведь женщина с ребенком - это всегда Мадонна.

Георгию Козлову чудесным образом удается снимать вдохновенные лица. Таковы его женщины, ставящие свечи в храме в пасхальную ночь. Снимок этот словно пронизан ожиданием великого праздника, ожиданием возгласа, пожалуй, самого главного на земле - "Христос Воскресе!", давшего нам надежду на спасение. И женщины на снимке так прекрасны в своей духовности.

Другой снимок - портрет замечательного художника Геннадия Архиреева. Мне неоднократно приходилось общаться с этим недавно ушедшим мастером, но таким, как на фотографии Георгия Козлова, я его никогда не видела. Козлову удалось разглядеть сущность Архиреева, эту сущность мудреца и дервиша.

Не мог обойтись мастер, выстраивая экспозицию, и без снимков о Казани. К счастью, нет на выставке столь модной ныне чернухи, а есть сказочно прекрасный город. И опять-таки эта сказка нашлась в обыденности. И оттого еще жальче становится ту Казань, которую мы потеряли.

Мастер назвал экспозицию "Объективизмы", и это откровенно сухо. Конечно, глазок фотокамеры объективен. Но сам фотохудожник - пристрастен. Снимает камера. Но объект съемки выбирает сердце.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии