В зазеркалье
27.02.2010 Культура

В зазеркалье

В издательстве "Идел-Пресс" вышла книга казанской поэтессы Саши Кашиной "Глядя на Вас…".

Вам никогда не казалось, что, отраженные в зеркале или оконном стекле вещи, люди, деревья, кусты, небо, трава кажутся гораздо более значительными, рельефными и уж точно более чудесными, нежели в действительности? Надо лишь "поймать в отражениях их странные взгляды". Впрочем, не обязательно - зеркало или стекло. Это могут быть и глаза, а то и просто лужа, сморщившаяся от дождя - все равно ты видишь мир через призму "параллельной палитры" зазеркалья, в которое никогда не попасть, но ты все равно представляешь, что вновь и вновь уходишь туда ("Где с неизменной верой в завтра // Уходит прошлое вчера") по узорам замерзшего окна. "Зазеркалье и предзеркальное - не пространство, а просто шаговый // Вздох от всей души - полной грудью и вперед по обочине". Вверх и вдаль за мотыльковым полетом бумажного самолетика. И непременно налегке. И обязательно в солнечный сентябрьский денек. И кто это придумал, что плохо, когда кончается лето, когда "листья, а не звезды в небе голубом"?

Порой создается ощущение, что автору все равно, о чем писать - о скрипе или скрипках, чайниках или чайках, романтиках или романах, что все это лишь словесная игра ("Я хочу поиграться с красками, я хочу поиграться с лицами"). Уж больно много в сборнике эдакого брюсовского приятия "всего шума, всего говора мира". Да, трудновато одновременно "читать Ремарка и Винни-пуха"… Не одно и не два стихотворения попросту оглушают - уж больно многословно, шумно, слишком много высоких нот, которыми Саша явно восхищается. Но, думается, это исключительно от переизбытка творческих сил, от той же оглушенности природным ощущением слов, которые часто не взвешиваются и выбор которых не отличает необходимость. Порой это начинает изрядно утомлять. Но не исключаю, что выводимые в стихах Саши истины на данном этапе просто невозможно выразить иначе - акт чистого восприятия (и потом, кажется, Станислав Лем выразился в том духе, что тот, кто в описываемую действительность "вживляет" избыток порядка, чаще всего рисует ее в несколько облагороженном виде). Это, по всей видимости, признает и сам автор: "А я вновь пишу неумелые и корявые строки важные". И как-то невольно всплывает надсоновское: "Лишь бы хоть как-нибудь было излито, чем многозвучное сердце полно". Но автору "Глядя на Вас…", безусловно, чужд аскетизм надсоновского стиха. Временами это почти интимный дневник ("Так хотела любить тебя, // Только мне не хватило веры", "Я любовью к тебе простужена"), но поэтическая откровенность пока ищет свои границы - строгие и чистые линии, меры ясности и простоты ("И, вступая на кручи, // Молодая заря // Кормит жадные тучи // Ячменем янтаря", - заворочался в памяти Гумилев, и при чем тут он?). Иногда эти поиски приводят к "скатыванию" в прозу, которой, впрочем, у Саши чужда излишняя рассудочность ("Только не надо фамилию-имя, // Отчество, дату, размер или возраст!").

Есть тут и желание стать "деликатесом для остроумных". Многое звучит чертовски богемно: "А после можно и в рай // Кокаиново-горький, // И утонуть // В твоих зрачках, // Расширенных донельзя". Ощущение усугубляют разбросанные по сборнику в обилии "дымящиеся сигареты". Ладно еще, что лирический герой автора нигде не прижимается лбом к холодному стеклу… Многое - по-женски тонко-незатейливо: "Блондинково смотреть на этот мир. // Брюнетково прагматиком казаться. // Шатенково быть лучшей из сатир, // Но неизменно Рыжей оставаться"… Окружающая действительность порой явно раздражает Сашу: "А вокруг только смайлики, комменты, блоги и френды". Но при этом сама она почему-то желает непременно "послать емейл непонятному вечному Будде".

И, ох, сколько здесь, если так можно выразиться, поэтоцентричности. И опять почти по Брюсову: "Быть может, все в жизни - лишь средство // Для ярко-певучих стихов". Отсюда - стремление навязать всему окружающему свое душевное состояние, тогда как бытию до твоих переживаний и дела-то никакого нет. Но, видимо, правы философы, утверждая, что формы, которые придает явлениям чувственного мира душа человека, несравненно более ценны в его глазах, чем сами явления.

И уж точно среди достоинств поэзии Саши необходимо особо выделить такое - она отгоняет черные мысли.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии