Время и Деньги
03.01.2011 Бизнес

Нэфис: мы хотим защититься от пиратских атак

2 миллиарда рублей - такой счет предъявила казанская группа "Нэфис" елабужской компании "Эссен продакшн АГ" за противозаконное производство контрафактного майонеза "Махеевъ с перепелиным яйцом". Все отсуженные деньги казанцы планируют направить на благотворительность. Кто виноват в развязывании "перепелиной войны"? Почему так важно идти на принцип в борьбе с пиратами? На эти вопросы мы попросили ответить начальника правового управления ОАО "Нэфис Косметикс" Юлию БЛАГИНЫХ.

Пиратство - не детская шалость

- Юлия Владимировна, честно говоря, "перепелиная война", которая последнее время не сходит со страниц прессы, всем уже надоела. Как известно, суд признал правоту группы "Нэфис" и объявил "Эссен продакшн АГ" нарушителем ваших исключительных прав на рецептуру майонеза с использованием перепелиных яиц. Сейчас "Махеевъ с перепелиным яйцом" не выпускается. Чего же, спрашивается, вам еще надо? Отомстить? Заработать денег? Уничтожить конкурента? Объясните, пожалуйста.

- А как бы вы поступили на нашем месте? Представьте, вы придумали что-то новое, необычное. Вы рискнули, вложили в эту идею всю душу и немалые деньги. Идея начала пользоваться популярностью, приносить прибыль. И тут, откуда ни возьмись, слетается туча желающих этим поживиться, не вложив ни копейки.

Что вы делаете? Сначала вы урезониваете пиратов, пишете им предупредительные письма с предложением как-то договориться. В ответ - ноль внимания, фунт презрения. Тогда вы годами скрупулезно судитесь, тратите время, деньги и силы. В итоге суд признает очевидное - воровать нельзя. Но вам от этого - ни холодно, ни жарко. Данный конкретный вор перестает пользоваться украденным. Но на его место тут же приходит другой, и все надо начинать сначала.

В свое время мы вывели на чистую воду одного нарушителя наших прав: компанию "Счастливые времена", производившую майонез "Ермак с перепелиными яйцами". Судились год. Прошли три инстанции. Суд сказал - да, это пиратская продукция, нарушающая ваши права на патент.

Только мы перевели дух - появляется "Махеевъ". И тоже с перепелиными яйцами. Судились два года. Прошли три инстанции. Суд сказал - да, это пиратская продукция, нарушающая ваши права на патент.

Что прикажете делать? Если мы сейчас пощадим "Махеева", завтра возникнет какой-нибудь "Иванов с перепелиными яйцами", потом Петров, а затем Сидоров.

И все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Казалось бы, велика важность - спор из-за какого-то соуса с яйцом. Но за ним стоят принципиальные вещи. Можно или нельзя в нашей стране заниматься инновациями? Можно или нельзя на деле защитить свою интеллектуальную собственность? Можно или нельзя безнаказанно пользоваться плодами чужого труда? Итог этого судебного процесса даст недвусмысленный сигнал для всех.

- И все же, почему 2 миллиарда? Не слишком ли высоко вы оцениваете нанесенный вам ущерб?

- 2 миллиарда и 30 миллионов рублей, если быть точными. Суммы наших исков соответствуют оценкам экспертных организаций. Это и репутационный вред, и упущенная выгода в виде не полученных нами лицензионных платежей, и потерянные доли рынка, которые занял пиратский майонез, и прочее.

Надо сказать, что во всем мире многомиллиардные компенсации за воровство интеллектуальной собственности - не редкость. Потому что везде понимают, что именно идеи и изобретения, знания и компетенции движут миром. Именно они, а не станки и заводы самое ценное, что есть у таких компаний, как Intel или Coca-Cola. И если мы хотим, чтобы подобные компании развивались и у нас, мы должны дать себе четкий ответ: пиратство - это не детские игрушки.

К сожалению, эта культура пока с трудом приживается в России, в ее судебной практике. Ну подумаешь, украли у тебя рецепт, чего ты расстраиваешься? Придумаешь новый. То, что из-за такой "шалости" сотни и тысячи людей могут остаться без работы, мало кто понимает. Однако движение в правильном направлении идет.

Все деньги, которые будут отсужены в рамках данного процесса, мы направим на благотворительные цели. Этим мы хотим показать, что не стремимся "нажиться" на судах. Все, чего мы хотим, - восстановить справедливость и оградить себя от дальнейших пиратских атак.

Правосудие "на правах рекламы"

- Как известно, "Эссен продакшн АГ" по-прежнему не признает себя виновным и утверждает, что суд "закрыл глаза" на многие их доводы. Не могли бы вы прокомментировать эти заявления?

- После того как мы, пройдя длительные разбирательства, начали выигрывать суды, "Эссен" развязал настоящую информационную войну против нас, направленную на правительство республики, СМИ и суды.

Сначала были рекламные щиты с яйцами вдоль правительственной трассы (СМИ об этом писали). Потом заявления в прессе о том, что компания уходит из Татарстана (расчет, видимо, на то, что к ним прибегут и скажут: все что угодно, только оставайтесь). А сейчас пошли многочисленные статьи "на правах рекламы" с якобы юридическими аргументами, где "Эссен", по сути, пытается создать муляж правосудия. То есть разыгрывается спектакль, где читателю предлагается роль судьи. Но при этом приводятся аргументы только одной стороны, проплатившей статью. На основании этого делается вывод, что суд был необъективен.

- А это не так?

- Все аргументы, которые приводятся "Эссен продакшн АГ" в пользу необъективности суда, основаны на грубых подтасовках или замалчивании фактов. Все они были рассмотрены в ходе процесса и отклонены со ссылкой на соответствующий закон.

Опровергать все - никакой газеты не хватит. Например, на своей пресс-конференции глава "Эссен продакшн АГ" Леонид Барышев заострил внимание на том, что решение суда было принято в нашу пользу на основании экспертизы, от которой сам эксперт, который ее делал, отказался.

В действительности дело было так. Представители "Эссена" и правда принесли в суд бумагу с заявлением эксперта о самоотводе. Как выяснилось, Барышев лично приехал к этой женщине на работу в московскую лабораторию и заставил подписать принесенную им бумагу. Однако, придя в себя, она направила в суд письмо с объяснением, что самоотвод был написан ею под давлением. Правильность экспертизы она полностью подтвердила. Этот документ есть в материалах дела. В итоге "Эссен" сам забрал свое ходатайство под угрозой обвинения в фальсификации доказательств.

О том, что решение было вынесено на основе заключения не одного, а двух независимых друг от друга экспертов, о том, что второй эксперт (мужчина) ни от чего не отказывался - об этом г-н Барышев и вовсе умалчивает.

Что делать с такими нападками? Ты их опровергаешь, а у людей осадок остается. Кроме того, сразу появляются новые обвинения. Можете представить, к исходу второго года разбирательств мы с удивлением читаем в оплаченной "Эссеном" публикации, что это не мы, а он изобрел "перепелиный майонез". Доказательства? Оказывается, какой-то технолог перешел от них к нам на работу, принеся с собой этот секрет. Надо ли говорить, что на самом деле технолог уволился из "Эссена", когда наш "перепелиный" майонез уже вовсю рекламировался по телевидению.

Все эти выпады размещаются в прессе "на правах рекламы", не давая нам права на ответ. К счастью, правосудие осуществляется судом не на основании газетных заметок, а на основании закона и имеющихся в деле материалов. Но надо понимать, что судьи тоже люди. И когда их изо дня в день абсолютно несправедливо в чем-то обвиняют публично, они непроизвольно начинают на это реагировать. В конце концов, ответственность за давление на суд предусмотрена законом не случайно.

Зачем брать чужое?

- И все-таки "Эссен продакшн АГ" настаивает, чтобы суды с "Нэфис" проходили за пределами Татарстана…

- Я думаю, суд будет проходить там, где положено по закону, а не там, где хочет ответчик. Что касается объективности, то за годы своей юридической практики мне приходилось выигрывать суды во множестве других регионов и проигрывать - в Татарстане. Достаточно две минуты поискать в Интернете, чтобы узнать, например, что мы выиграли суд у концерна "Калина" в его Свердловской области и проиграли ему же - в Арбитражном суде РТ. Это нормально. Для меня проигрыш - не повод размещать всюду статьи за деньги о предвзятости суда. Это повод лучше работать с доказательной базой.

Даже "самый гуманный" к "Эссену" апелляционный суд в Самаре, который вынес решение в их пользу, и тот полностью признал результаты экспертизы, согласно которой майонез "Махеевъ с перепелиным яйцом" нарушает наш патент.

Решение же в пользу "Эссена" было принято из-за вполне добросовестной судебной ошибки. Судья учел, что "Эссен продакшн" в ходе судебного разбирательства успел получить на свою рецептуру патент. В кассационной инстанции мы доказали, что поскольку патент выдан позже нашего, он является зависимым, то есть использовать его "Эссен продакшн АГ" может только с нашего разрешения. В результате справедливость была восстановлена.

- Как все сложно…

- Судебные разбирательства - это такая же профессиональная деятельность, как, например, врачебная или инженерная. Неспециалисту очень трудно, а часто и невозможно оценить степень обоснованности судебных решений. Однако какие бы юридические уловки не использовали ответчики, моральная сторона дела абсолютна ясна.

До 2004 года, когда мы начали производить "перепелиный майонез", на российском рынке было представлено только два вида майонеза: провансаль и оливковый. С появлением нашего ноу-хау, которое помогло увеличить оборот Казанского жиркомбината в десять раз, на рынке началась настоящая инновационная волна. Появились майонезы на козьем молоке, с соком лайма, кусочками овощей и так далее.

У "Эссен продакшн" тоже есть креативные идеи. Например, совсем недавно эта компания объявила о выпуске соуса "Закуска хреновая по-русски". Патентуйте эту идею, придумывайте новые, продвигайте их на рынок, но зачем при этом брать чужое? На правах рекламы.
32
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии