Время и Деньги
23.03.2004 Общество

Звезда Максуди

Большой и древний род Максудовых, восходящий корнями к мурзам Горной стороны Казанского ханства, всегда славился известными богословами и проповедниками, веками служившими в мусульманских общинах Заказанья. Один из ярчайших представителей династии - Максуд бин Махмуд бин Мансур бин Курбангали бин Атнагол бин Булат бин Маскау, происходивший из деревни Кирби (ныне Лаишевский район РТ), долгое время был имамом в деревне Кульбаш, где держал большое медресе. Он считался одним из самых авторитетных богословов казанского края и пользовался серьезным влиянием среди местного населения. Пять сыновей хазрета также посвятили себя религиозной деятельности, причем двое из них стали казиями Оренбургского магометанского духовного собрания.

В 1868 году в деревне Ташсу Казанского уезда (ныне Высокогорский район РТ) у внука Максуда муллы - деревенского имама Низамутдина бин Гайнутдина (? - 1896) родился первенец Ахметхади. Первоначальное образование он получил у отца, мыслящего и любознательного человека, который в 1881 году, по давней семейной традиции, отправил сына продолжать учебу в Апанаевское медресе Казани - самое лучшее и престижное мусульманское училище губернского центра. Здесь под началом мудариса Абдулгалляма Салихова юный шакирд в течение десяти лет осваивал религиозные науки, а затем и сам начал преподавать ученикам младших классов.

Именно в этот период Ахметхади Максуди начинает задумываться о причинах отсталости, косности мусульманского образования, явно не успевавшего за бурными общественными и экономическими переменами, происходившими в мире. Видя в этом реальную угрозу для всего исламского сообщества, он, как и некоторые его современники, начал самостоятельно искать “лекарство” от губительного застоя, охватившего идеологическую и культурную жизнь российских мусульман. Будучи педагогом-практиком, Ахметхади хальфа (учитель) решает сам разработать эффективные обучающие методики и написать ряд учебников, которые могли бы позволить учащимся в короткое время получить максимальный объем знаний и избавиться от бесполезной многолетней зубрежки устаревших средневековых трактатов.

Теоретическую поддержку своим идеям Максуди нашел в газете “Терджиман”, издававшейся в Крыму выдающимся просветителем Исмагилом Гаспринским. Кстати, уже в 1893 году этот лидер тюрко-татарского обновления, наслышанный об успехах казанского учителя, пригласил его на работу в Бахчисарай, в знаменитое новометодное медресе “Зинжырлы”. Ахметхади Максуди с радостью принял предложение своего старшего товарища и единомышленника. У него появилась прекрасная возможность применить на деле все свои новейшие методические наработки. Дело в том, что годом ранее скромный учитель Апанаевского медресе выпустил новометодную азбуку “Первоначальный учитель”, позволявшую в кратчайшие сроки освоить арабский алфавит. Этот учебник, переживший в дореволюционный период более тридцати изданий, принес автору всероссийскую славу и несколько десятилетий являлся основным учебным пособием как в небольших сельских мектебах, так и в крупных городских медресе не только у татар, но и у ряда других тюркских народов империи.

Прежде чем обосноваться в Бахчисарае, Ахметхади Максуди совершил ознакомительную поездку в Турцию, где изучал опыт передовых учебных заведений, встречался с видными представителями турецкой интеллигенции, обсуждал с ними перспективы культурного прогресса мусульманских народов. Можно сказать, что эти встречи и три последующих года, проведенные в Крыму, в обществе Гаспринского, насыщенный преподавательский процесс и очевидные успехи учеников окончательно убедили Максуди в правильности выбранного пути.

Однако, вернувшись в 1896 году в Казань, он не встретил особо радушного приема. Излишняя самостоятельность учителя, его огромная популярность среди шакирдов, крамольные педагогические приемы не пришлись по нраву руководителю Апанаевского медресе Абдулгалляму Салихову, весьма настороженно относившемуся к джадидским экспериментам. Поэтому Ахметхади Максуди вместе с преданными ему учениками, среди которых были его родной брат - будущий депутат Государственной Думы Садри Максуди, начинающий литератор Гаяз Исхаки, вынужден был покинуть уже ставшее родным училище и перейти в реформированную школу Габдуллы Апанаева при Сенной мечети.

Затем начались годы скитаний по различным учебным заведениям Казани, работа в мектебе Мусульманского детского приюта братьев Юнусовых, первом городском начальном училище. Впрочем, несмотря на все трудности и общественное непонимание, Ахметхади Максуди продолжал заниматься самообразованием и создавать все новые и новые учебники по различным отраслям знаний. В 1896 - 1899 годах он сдал экзамены по курсу Татарской учительской школы, а в 1903 - 1905 годах являлся вольнослушателем Казанского университета.

Полученные знания педагог тут же старался поставить на службу народному просвещению. В начале XX века из-под его пера выходят солидные и очень популярные в то время учебники по тюркской морфологии, синтаксису, арабской грамматике, обрядам ислама. Общий тираж изданий Ахметхади Максуди, пользовавшихся повышенным спросом у преподавателей и шакирдов российских медресе, составил 1 миллион 200 тысяч экземпляров. Постепенно молодой преподаватель начал завоевывать авторитет среди казанского духовенства и буржуазии, превращаться в крупного идеолога мусульманского реформаторского движения.

В 1899 году в жизни Ахметхади состоялось очень важное событие: он женился на Зайнаббану Сулеймановне Мишкиной. Эта шестнадцатилетняя девушка была дочерью одного из саратовских суконных фабрикантов, а по материнской линии - внучкой богатого коммерсанта и промышленника Исхака Юсуповича Апанаева. Удачный брак ввел Максуди в круг крупнейших представителей торгово-промышленной элиты мусульманской Казани. Он переехал в дом жены на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова, д.131, снесен), где и прожил всю свою жизнь. Его близкими родственниками теперь стали миллионер Бадретдин Апанаев, имам Габдулла Апанаев, купцы Ибрагим Исхакович Апанаев, Габдулкарим Исхакович Юнусов и многие другие.

Впрочем, для Ахметхади Максуди, привыкшего самостоятельно строить свою жизнь и следовать лишь собственным принципам и убеждениям, мало что изменилось. Он по-прежнему горел новыми идеями и не мыслил себя без самоотверженного служения национальному прогрессу и просвещению.

В 1906 году, оставив на время преподавательскую деятельность, Максуди приступил к выпуску в Казани сначала еженедельной, а затем и ежедневной газеты “Юлдуз” (Звезда), ставшей самым популярным изданием татарской периодики дореволюционного периода. Газета, выходившая более чем пятитысячным тиражом и просуществовавшая 12 лет, отличалась взвешенностью оценок, широким охватом событий, серьезной аналитикой и спокойным, рассудительным тоном. В ней активно сотрудничали видные представители национальной интеллигенции: Г.Камал, Г.Тукай, Г.Ибрагимов, С.Рамеев, Х.Атласи. Читателей привлекало в “Юлдуз” прежде всего отсутствие политической ангажированности, резкое неприятие групповых, клановых, социальных распрей, твердая поддержка джадидских реформ в сфере народного образования, отстаивание принципов духовной и культурной автономии мусульманского населения России.

В эти же годы Ахметхади Максуди, избранный гласным Городской думы, впервые в истории открывает публичную татарскую библиотеку “Китапхана Исламия” (Исламская библиотека). В ее фонд он внес 100 книг, еще 448 изданий пожертвовали книготорговцы братья Каримовы. Предприниматели помогли Максуди с помещением, разместив библиотеку в своем доме на Тихвинской улице (ныне ул.Тукая, 37/20). В читальном зале, рассчитанном на 150 мест, посетители могли знакомиться с произведениями русской, татарской, зарубежной литературы (всего 3500 наименований), местной и столичной прессой. Это детище Максуди в 1929 году было переименовано в Восточную библиотеку имени М.Вахитова.

Страстный просветитель и талантливый педагог, активный общественный деятель, Ахметхади Максуди являл собой тип татарского интеллигента новой формации. Будучи сторонником коренных реформ в жизни нации, он в то же время отвергал разрушительный нигилизм, присущий некоторым представителям творческой молодежи. Он оставался глубоко верующим мусульманином, каждодневно соизмерявшим свои дела и поступки с шариатом, активно отстаивавшим исламские ценности. Именно в них учитель видел панацею от бед и вековой отсталости. Не терпел Максуди и проявлений классовой вражды, “левой” демагогии, что даже привело к конфликту с, пожалуй, самым одаренным его учеником - Гаязом Исхаки, разделявшим в те годы позиции партии эсеров.

Конечно же, такие взгляды никак не могли примирить Ахметхади Максуди с советской властью, которая отобрала у него все: любимую газету, библиотеку, друзей и единомышленников, брата, разрушила все его мечты. Однако педагог по призванию был очень рад возможности преподавать арабский язык в Казанском педагогическом институте, общаться со студентами, заниматься научной деятельностью. И все же тревожное, кровавое время не сулило ему спокойной старости. Один из крупнейших лидеров национального движения, бывший член ЦК “кадетской” партии “Иттифак аль-Муслимин”, либеральный идеолог и буржуазный газетчик, еще в царские времена постоянно находившийся в поле зрения жандармерии, он по-прежнему представлял особый интерес для органов политического сыска и репрессий. В 1933 году Ахметхади Максуди был арестован по обвинению в организации Всесоюзной социал-фашистской партии и отправлен в ссылку в Вятку.

В 1937 году он возвращается в Казань, но практически сразу же подвергается новому аресту. Возможно, Максуди допрашивали и терзали те, кто когда-то учился по его учебникам. И осознание этого горького обстоятельства еще более обостряло душевные муки старого учителя. Лишь смертельная болезнь позволила ему покинуть тюремные застенки. Ахметхади Максуди, один из творцов национального возрождения начала XX века, скончался 28 июня 1941 года и был похоронен на татарском кладбище Казани.

49
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии