Время и Деньги
26.11.2009 Общество

Трудное призвание – архипастырь

Сегодня Русская православная церковь отмечает один из больших праздников - Успение Пресвятой Богородицы. Вчерашний же день, точнее, навечерие праздника выпало на день рождения архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Как-то он, вспоминая о детстве, проведенном в российской глубинке, рассказал, что его матушка Дарья Яковлевна, идя на вечернюю службу в храм накануне этого великого праздника, почувствовала, что ребенок запросился на свет Божий. И потом шутила: "Вот, не дал ты мне на службу пойти". Может быть, рождение в такой необычный день и предопределило его судьбу, судьбу архипастыря?..

Он начинал свое служение в трудные шестидесятые годы прошлого века, во время хрущевского гонения на церковь. Первая должность - псаломщик в храме Всех Ярославских Чудотворцев в Казани. Место само по себе знаковое - церковь эта никогда не закрывалась, и все святыни Казанской епархии из других закрытых храмов долгие годы хранились именно здесь. Можно ли найти в епархии место более намоленное? Еще на одну деталь стоит обратить внимание - рядом с этой церковью нашел последний приют один из казанских архипастырей - Сергий Пражский. Личность удивительной духовной и душевной силы, окормлявший казанскую паству в трудные послевоенные годы, когда о репрессиях знали не понаслышке. В младые лета наш архиерей был знаком со многими духовными чадами владыки Сергия, проникся его идеями и, можно вполне определенно сказать, стал его последователем. И Владыке Анастасию удалось воплотить в жизни очень многое из того, о чем мечтал Сергий Пражский, чья канонизация уже не за горами.

-Если бы не приехал сюда, мне бы на родине пришлось очень туго. Один иеромонах, который у нас служил, посоветовал: "Тебе надо уезжать, жизни здесь не будет". И отец дал мне благословение, сказав: "Тебе надо жить, и жизнь надо устраивать". И я приехал в Казань. Застал владыку Михаила Воскресенского, встретил очень хороших людей, которые в свое время были близки к служившему в Казани епископу Сергию Пражскому. Та обстановка, что нас окружала, была обстановкой христианской любви и уважения, поддержки. Я соприкоснулся с тем миром, который уходил от нас и даже в чем-то ушел. С особой любовью вспоминаю отца Серафима, ризничего Седмиозерной пустыни, его друзей. Не менее теплым было окружение покойного владыки Сергия - мать Антония, мать Сергия - это были дивеевские монахини, прошедшие лагеря. Я снимал квартиру у коренной казанской жительницы, очень верующей женщины, одно время она была старостой в церкви и сумела спасти большое количество икон, они сейчас находятся в церкви Всех Ярославских Чудотворцев. Эта женщина была одинока, ее муж и сын погибли во время гражданской войны, и у нее в доме как раз собирались эти старенькие монахини. Часто после богослужения большой компанией заходили к ней, она устраивала обеды, и это был такой особый мир - чистый, духовный, он в какой-то мере и сформировал мое мировоззрение, - рассказал архиепископ Анастасий в одном из интервью нашей газете.

Он прошел огромный путь - от псаломщика до архиерея, примером личной жизни показывая, каким должен быть христианин. Когда он принимал епархию, она насчитывала 11 храмов - сейчас в эту цифру трудно поверить. Ныне в Казанской епархии почти 200 приходов, десяток монашеских обителей, десятки воскресных школ.

Должность Его Высокопреосвященства называется прозаично - "управляющий Казанской епархией", но нам, мирянам, невозможно понять, сколько духовных сил тратит наш архиерей.

С юбилеем Вас, Владыка! И многая Вам лета!
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии