Борис ГРАЧЕВСКИЙ: "Я рыдал вместе с детьми"
03.04.2010 Культура

Борис ГРАЧЕВСКИЙ: "Я рыдал вместе с детьми"

3 сентября в кинотеатре "КАРО Фильм" руководитель творческого объединения детского киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский презентовал свой первый полнометражный художественный фильм - "Крыша".

Нет, это не о криминальных разборках, а о том, что если быть невнимательным к детям, они поначалу сбегают в какое-нибудь укромное место, например, на крышу высотного дома, а потом и вовсе оказываются на ее краю.

Героини фильма - три школьницы. Они мечтают о любви, а в 13 лет кажется - если тебя не любит одноклассник, уже не будет любить никто. Если ему нравится твоя подруга, она - предательница. Если родители хоть в чем-то невнимательны к тебе, надо рвать из дома… В этом возрасте рядом необходим взрослый, который поможет разобраться в происходящем. У героинь же фильма такого человека рядом нет. У родителей - "кризис среднего возраста", переоценка ценностей, охлаждение к супругу (супруге), в общем, "загибы" похлеще подростковых. Родители Светы заводят романы. Мамы Даши вечно нет дома: сверхурочные дежурства - эффективный уход от одиночества. Родители Лены постоянно скандалят… Хороши и учителя. Математичка озабочена только собственным имиджем, директриса (мать одной из героинь) - прожженная карьеристка, географ крутит любовь с литераторшей. Словом, вполне по нетленной песне Чижа "Вечная молодость".

В общем, все заняты собой. И три девочки сначала просто сбегают на крышу высотки (эдакий символ чувствования одиночества), а потом оказываются на ее краю. Ведь им все кажется таким однозначным и понятным. Но одна не знает, что родители простили друг другу измены. Другая - что ее суровая мать-директриса все-таки любит и дочь, и неудачника-мужа. У третьей же пока нет жизненного опыта понять: мама вечно на дежурствах не потому, что не любит дочь, а потому, что потерялась в жизни…

Все это блестяще реализовано актерами Марией Шукшиной, Ольгой Прокофьевой (она тоже была на премьере), Анной Ардовой, Анатолием Журавлевым, Александром Носиком, Сергеем Белоголовцевым и другими. Борис Грачевский поблагодарил всех своих артистов, но особо выделил Валерия Гаркалина: "Я сразу понял, что буду снимать этого актера с "чеховскими" глазами". К тому же, как выяснилось, Гаркалин играл после тяжелейшей болезни, но в фильме это совершенно не чувствуется.

Но больше всего Грачевский говорил о своих юных актерах. Найти детей, по его словам, было очень трудно, однако работать с ними - очень легко. Кастинга, кстати, не было - все детишки подошли сразу. "А как тяжело было видеть, как дети, исполняя свои роли, рыдали! И я рыдал вместе с ними", - признался режиссер и попросил все совпадения фильма и реальности считать преднамеренными. Например, все почему-то думают, что свирепая героиня Шукшиной (директриса) - только киношная выдумка, но это вовсе не так. А, кроме того, ведь мы помним, как в Балашихе три школьницы бросились с крыши, а потом в Челябинске - две 15-летние подруги, а затем в Коломне - еще две школьницы. Борис Грачевский дал понять, что для него это был и шок, и определенный толчок. Обращаясь к зрителям, Борис Юрьевич с невеселой иронией сказал о героинях фильма: "Я же видел, даже в темноте, как вы боялись, что они прыгнут… Вот и мне очень не хотелось их убивать. И в последний момент я передумал и сказал сценаристу Ирине Бурденковой: "Хоть меня самого сбросьте с крыши, но они будут жить".

Говоря о сути картины, режиссер отметил, что думать о проблеме современных "отцов и детей" надо всем миром. Надо понимать, что для детей каждое наше слово - послание. Но главное - личный пример, а когда папа, затягиваясь сигаретой, призывает сына не курить… И надо учитывать, каковы нынешние дети: "Они фантастически изменились, стали жестче, безразличнее. Но ведь на них все так рухнуло! Хотя бы та информация, которой мы не владели… Ну а мы-то сами каковы?! А дети во все времена нуждаются в любви", - высказал свою точку зрения режиссер. И добавил, что кино такого формата в прокат больше не выходит: "Но ведь важно, чтобы были фильмы не только про взрывающиеся машины и вырывающиеся позвоночники… Хотя я ни в коей мере не сравниваю "Крышу" с, например, "Летят журавли"… Тем не менее пусть все посмотрят наш фильм. Это не реклама, это крик души!"

Не менее эмоционально выступали и зрители, среди которых было немало педагогов. Все благодарили режиссера за фильм, некоторые - едва сдерживая слезы… Действительно, давно мы не видели такого "советского" (в хорошем смысле слова) кино. Радует, что фильм не затянут (что стало в последнее время дурной традицией), занимателен и в нем нет ничего случайного - все продумано до мелочей.

Кстати, Борис Грачевский заверил, что никогда не бросит "Ералаш", а также сказал, что будет работать и над другими "полнометражными" идеями, но не захотел о них рассказывать.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии