Слушая Малера, читайте Достоевского
01.04.2010 Культура

Слушая Малера, читайте Достоевского

Хотя официально Государственный симфонический оркестр РТ еще не открыл концертный сезон, один из его концертов на прошлой неделе все же состоялся. "Виной" тому был приезд в Казань британского дирижера Джулиана Галланта.

Маэстро в наш город пригласила казанская мэрия, получившая поддержку у Министерства культуры РТ. Он качественно поработал с казанскими музыкантами, подготовив в результате серьезную программу. Судите сами - в двух отделениях сошлись Гендель, Бетховен, Малер и наш Калимуллин. Зал был полон - за лето поклонники классической музыки соскучились по концертам нашего симфонического, который, надо отдать должное, сейчас находится в неплохой форме. Хотя во время концерта был один небольшой инцидент - трое музыкантов заняли места на сцене, когда исполнение произведения уже началось, что говорит о довольно-таки свободной трактовке слова "дисциплина". Но это так, между прочим.

Джулиан Галлант, занявший в тот вечер место за дирижерским пультом, известен в Европе как пропагандист русской культуры. Он даже занимается сферой, далекой от музыки, - возглавляет в Лондоне Пушкинский дом - один из центров русской культуры в Европе. Здесь и русский язык изучают, и концерты и спектакли проводят. Все поставлено на хорошую коммерческую основу, Джулиан Галлант, профессор Оксфорда, умеет зарабатывать деньги. В свое время учредители Пушкинского дома предпочли его многочисленным конкурентам именно за эту способность и еще за креативность. В России господин Галлант, женатый на русской пианистке, бывал с полсотни раз. Например, дирижировал оркестром во время спектаклей "Геликон-опера" у Бориса Бертмана, что само по себе говорит о хорошем уровне маэстро, выступал с "Виртуозами Москвы", на будущий год имеет контракт с оркестром Юрия Башмета. Контакты с Казанью, судя по всему, ему так же интересны, и он хотел бы их продолжить.

Началось первое отделение концерта с мажорного исполнения коротенькой пьесы Генделя - яркой, сочной, как нельзя лучше соответствующей позитивной натуре дирижера. Его положительная энергетика словно лилась в зал.

Концерт для оркестра Рашида Калимуллина, автора, с творчеством которого хорошо знакома большая часть зарубежной публики, следящей за музыкальными новинками, был исполнен с присущим и этому автору, и нашему оркестру темпераментом. Музыка Калимуллина любопытна тем, что в ней в равных долях, но весьма причудливо сочетаются вполне европейский контекст, в который вплетаются ориентальные мотивы. Концерт для оркестра не стал исключением, и было любопытно наблюдать, как дирижер умело направляет оркестр, делая эти самобытные ориентальные фрагменты более выпуклыми.

Завершилось первое отделение оркестра Концертом для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор Бетховена, и в этом философском сочинении немецкого композитора казанские меломаны могли с удовольствием услышать казанского пианиста Тимура Мустакимова. Техничный, темпераментный пианист пока еще студент Казанской государственной консерватории, параллельно с учебой в Казани он берет уроки и у педагогов консерватории в Нью-Йорке.

Второе отделение концерта было отдано Густаву Малеру. Оркестр исполнил Симфонию № 1 Ре-мажор "Титан". Первая симфония Малера стоит особняком от других его крупных произведений. В ней можно заметить некий налет романтизма, стремления к идеалу. Именно идеал ищет главный герой симфонии, молодой человек, вступающий в жизнь, и мир представляется ему лучезарным - об этом повествует первая часть симфонии. Здесь вполне уместно вспомнить, как отзывался о Густаве Малере Дмитрий Шостакович, в чем-то продолжатель его творческой линии. В кратком предисловии к сборнику писем и воспоминаний о великом австрийском музыканте Шостакович пишет: "Что пленяет в его музыке? Прежде всего - глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проник в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии, "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозную "Песнь о земле". Он близок нам своим гуманизмом, своей народностью..."

Русскому слушателю Малер действительно близок, как был близок композитору наш Федор Достоевский. Как и для Федора Михайловича, для немецкого композитора во главе угла стояла человеческая личность, что нашло яркое отражение в Первой симфонии. К Человеку влекла композитора неутолимая жажда добра и столько же неутолимая ненависть к злу. Недаром в разговоре с Арнольдом Шенбергом о его учениках Малер бросил гневную фразу: "Заставьте этих людей прочесть Достоевского! Это важнее, чем контрапункт". Страстно, пронзительно, с доминантой скрипичной группы, с внятной нюансировкой исполнил наш симфонический оркестр симфонию Малера. В исполнении было все - идиллическое восприятие мира, свойственное романтикам, драматизм, ирония, доходящая до сарказма в третьей части, навеянной лубочной миниатюрой "Звери хоронят охотника", когда показная печаль сменяется безудержным весельем. Впрочем, кто-то из музыкальных критиков дал этой симфонии еще одно название - "Человеческая комедия".

После того как исполнение симфонии закончилось, публика долго не отпускала оркестр и маэстро. Впрочем, он и сам не спешил уходить со сцены, принимая поздравления, - в Казани господин Галлант отметил свой день рождения.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии