Время и Деньги
04.12.2009 Общество

Уроки Марзии-апы

У мусульман в эти дни самый главный месяц в году - пост - время, когда можно привести в порядок душевные и духовные помыслы. Отличие от нас, православных, в его прохождении огромное, но нравственная основа все-таки необычайно схожа. Живи по заповедям Божьим, делай добро и воздастся тебе.

Я живу напротив одной из новых казанских мечетей. Когда мы переехали в этот район, на ее месте был пустырь, и вдруг, словно по мановению волшебной палочки, выросли стены, минареты. Потянулись верующие. В пятницу рядом с мечетью трудно пройти, столько здесь припарковано машин. Как-то необычайно быстро собрался приход.

В дни поста вечерами мечеть Рамадан освещена, и в нее тянется вереница верующих на вечернюю молитву. Теплыми вечерами, когда окна и балконы открыты, слышно молитву муэдзина, произносящего ее нараспев с одного из минаретов. Как-то сразу хочется приглушить телевизор, начать говорить тише - слова незнакомой молитвы все равно воспринимаются как обращение к Всевышнему.

Казань в этом смысле удивительный город, и большинство из нас, выросших в ней, с младых ногтей впитали в себя это понятие "толерантность", хотя многие и не задумываются над значением этого слова. Я выросла в православной, очень верующей семье, и никогда ни при каких условиях мне не пришло бы в голову поменять веру моих предков, принявших христианство еще в XVI веке. Многие из них по линии мамы были уважаемыми приходскими священниками в Вятской губернии. Но когда я вижу полумесяц над минаретом в темном небе, усыпанном звездами, когда слышу песнь муэдзина, на душе становится тепло, потому что вспоминается детство. "Бог один, веры разные", - любила повторять моя очень религиозная бабушка, чья жизнь была примером истинно христианского существования на этом свете. Мне кажется, что уважение к вере соседа может быть воспринято как одна из христианских добродетелей. "Рассказывайте о своей вере и внимательно выслушивайте, что вам расскажут о другой вере", - советовал один из самых моих любимых священников-философов Александр Ельчанинов, человек огромной духовной чистоты и силы.

Впрочем, подобные уроки можно извлечь не только из книг. В моем детстве в нашем доме в центре Казани жила очень простая мусульманская семья. Марзия-апа, глава ее, была родом из глухой деревушки в Арском районе. Она даже читать и писать по-татарски не умела. Знала только арабский, а в ведомости, когда получала пенсию, ставила крестик. В детстве она научила меня татарскому языку, и дошкольницей я могла бойко говорить по-татарски.

Человека более доброго, щепетильного и деликатного я не встречала в жизни. В ней была настоящая интеллигентность, данная ей природой, родителями, верой.

Как правило, Марзия-апа строго держала месяц поста, даже если он приходился на длинные летние дни. Утром в праздник мы просыпались от стука в окно - на огромной тарелке, накрытой белоснежной салфеткой, лежали пироги: треугольники, воздушная губадия, нежнейшие беккэны с тыквой. Она всегда произносила при этом одну и ту же фразу: "Прошу принять мое угощение". И у нас тоже бывал праздник! Естественно, на Пасху и Рождество в дом к соседке с угощением отправлялись уже мы. А еще наша соседка, например, никогда не делала грязную домашнюю работу в наши праздники - считала, что раз у православных праздник, то и мусульманам в этот день работать грех, надо радоваться вместе с ними.

Она, конечно же, не знала слова "толерантность", просто понимала: надо уважать того, кто живет рядом, его личность, его веру. И каждый раз, когда я слышу песнь муэдзина, я вспоминаю праздничное утро, запах теплых пирогов. Наглядный урок интернационализма, преподнесенный соседям этой простой женщиной.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии