Танкодром Казань
10.12.2009 Общество

Танкодром Казань

Если Челябинск в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом, то Казань с полным правом могла бы именоваться Танкодромом страны. В преддверии Дня танкиста хочется напомнить, как все начиналось. К тому же Казанскому танкодрому исполняется 80 лет.

"Легкие трактора"

Казанцы впервые увидели танк в сентябре 1918 года. Это был бронетрактор "Ахтырец", построенный в марте 1917-го на Путиловском заводе. Он вошел в состав 3-го броневого автоотряда Красной Армии, размещавшегося на Воскресенской (ныне Кремлевской) улице, и в 1918-1919 годах участвовал в боях на Восточном фронте. Эта машина конструкции полковника артиллерии Гулькевича считается первым отечественным танком.

В июне 1927 года прошел испытания опытный советский танк МС-1. А в конце 1929-го Казань стала местом дислокации 3-го танкового полка Московского военного округа. Рота полка в составе взвода танков МС-1 и двух взводов танкеток Т-27 была выделена в распоряжение советско-германской танковой школы, образованной на основании секретного договора от 2 октября 1926 года, заключенного между Рейхсвером и РККА.

Весной 1929-го школа располагала и десятью немецкими танками фирм Rheinmetall, Daimler-Benz, Krupp. 6 "больших тракторов" и 4 "легких трактора" - так в целях маскировки назывались опытные образцы танков, построенных в Германии в обход Версальских ограничений. В Казани Рейхсвер получил в свое распоряжение большой полигон со стрельбищем для обучения танкистов и испытания танков. Очевидцы из местных жителей не раз наблюдали, как в ночное время бронированные машины выдвигались на полигон. Вскоре здесь в обстановке секретности был создан первый в Советском Союзе настоящий танкодром. С тех пор название Танкодром, обозначавшее поле между Ометьево и кирпичными заводами, связывалось с чем-то секретным.

Курсы ОСОАВИАХИМА

В первой половине 1929 года в бывших Каргапольских казармах на Оренбургском тракте начались практические занятия в советско-германской танковой школе. В официальных советских документах школа скромно именовалась Техническими курсами ОСОАВИАХИМА. В "Истории германских танковых войск", написанной выпускником школы, бывшим командиром воевавшего на Восточном фронте 24-го немецкого танкового корпуса генералом Вальтером Неерингом, в Германии казанский танковый центр назывался Экспериментальной и испытательной станцией тяжелой техники. Здесь обучали офицеров, испытывали опытные образцы немецкой бронетехники и проводили сравнительные испытания зарубежных бронированных машин. Руководителем первого курса в 1929 году был капитан Фридрих Кюн, который в 1940-м стал начальником Школы германских танковых войск. В составе казанской школы были и десять советских курсантов, а немецким инженерам помогали пять наших аспирантов. Среди них был будущий советский конструктор бронетехники Семен Александрович Гинзбург, который здесь занимался копированием поступавшей из Германии чертежно-технической документации.

В 1929-1931 годах на "курсах ОСОАВИАХИМА" прошли обучение 65 человек начальствующего состава танковых и мотомеханизированных частей РККА. В 1932 году на шестимесячные курсы было направлено 32 "отборных командира и инженера". Выпускниками школы стали многие прославленные советские танкисты. Например, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск Семен Моисеевич Кривошеин и уроженец Елабужского района, командир 10-го танкового корпуса генерал-лейтенант танковых войск Василий Герасимович Бурков.

Школа просуществовала относительно недолго. 6 сентября 1933 года по приказу Гитлера она была ликвидирована. Но тем не менее внесла большой вклад в развитие советских танковых войск. Об этом свидетельствует хотя бы протокол совещания в Наркомате обороны: "Наши курсанты и конструкторы, прошедшие через курсы в Казани, оказались значительно выше по своей подготовке других наших танкистов той же квалификации".

Экипажи для "Матильд"

На базе ликвидированной школы создали Казанские курсы усовершенствования старшего и среднего технического состава мотомеханизированных войск РККА. Действовать они начали уже в войну. Помимо всего прочего, курсам была поставлена задача срочно подготовить 70 маршевых батальонов на иностранные танки. В ноябре 1941 года в Казань доставили двадцать английских танков Valentine Мk-III, пять Matilda Мk-II и три бронетранспортера. Срок подготовки экипажа - 15 дней, учеба 1600 человек проходила круглые сутки. Когда враг подходил к Смоленску, из состава курсов на фронт была отправлена рота на танках БТ.

В 1943 году танковый батальон курсов преобразуется в учебный танково-самоходный полк, а курсы переименовываются в Казанскую высшую офицерскую техническую бронетанковую школу Красной Армии. За годы войны курсы и школа подготовили 15 тысяч специалистов. В их числе Герои Советского Союза Б.С. Шабалин, Ф.З. Шарипов, С.Х. Бикеев, Л.С. Падуков, Н.П. Батурин, А.А. Гаврилов, И.И. Затынайченко, В.Т. Малиновский. Многие бывшие командиры и преподаватели этого казанского бронетанкового вуза командовали на фронте танковыми и механизированными частями и соединениями. За заслуги перед Отечеством все они отмечены высокими правительственными наградами. Например, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник А.Г. Кравченко, генерал-лейтенант С.Д. Спильниченко, генерал-майоры В.Н. Ефремов, Л.П. Ермакович, Н.М. Мартынов, Б.М. Скворцов, С.С. Филимонов, А.Н. Фирсович, В.Г. Гуляев.

Испытано в Казани

В РККА и лично у наркома обороны К.Е. Ворошилова имелось явное намерение увязать немецкую танковую экспериментальную работу в Казани с начатыми собственными мероприятиями в области танкостроения. Интересы и намерения обеих сторон совпадали. Начальник генштаба Рейхсвера Эквард Хаммерштейн прямо говорил в беседе с Ворошиловым 5 сентября 1929 года о планах сконструировать в Казани из шести различных типов танков один - лучший вариант, причем общий для обеих сторон.

Первоочередным результатом испытаний для немцев в Казани стало использование шасси британского танка Carden-Lloyd для первого танка вермахта Panzer I. Определенную выгоду получила и советская сторона. Знакомство с материальной частью боевых машин и результатами испытаний позволили нашему инженерно-техническому составу использовать немецкий опыт. В советских танках Т-24, Т-26, Т-28, Т-35 и БТ были применены многие элементы немецких конструкций: крупповская танковая подвеска, приборы наблюдения, прицелы, идея спаривания пулемета с пушкой, схема размещения экипажа, радио- и электрооборудование танковых башен и другие.

В первые годы войны Казань превратилась в крупный центр исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. Так, во время боев на подступах к Москве из Кубинки в Казань эвакуирован основной состав научно-испытательного автобронетанкового полигона Управления механизации и моторизации РККА. В 1942-м - первой половине 1943 года на танкодроме под Казанью полным ходом шли испытания и усовершенствование танков и самоходных артиллерийских установок Т-60, Т-70, Т-34, КВ, ИС-2, ИС-3, ИСУ-122, ИСУ-152.

"Колхозник Татарии"

Осенью 1942 года по инициативе молодежи Сабинского района в сельских районах Татарии широко развернулся сбор средств на танковую колонну "Колхозник Татарии". Всего сельские труженики собрали 100 миллионов рублей. 5 мая 1943 года танковая колонна из 200 "тридцатьчетверок" была передана делегацией ТАССР трем бригадам 10-го танкового корпуса в прифронтовом Старом Осколе. Командиром корпуса был наш земляк из Елабужского района генерал-майор танковых войск Василий Герасимович Бурков. Одну из боевых машин принял старший лейтенант Фатых Зарипович Шарипов. Он родился в деревне Байраки-Тамак Бавлинского района… Боевые машины с надписью на башнях "Колхозник Татарии" участвовали в танковом сражении на Курской дуге, освобождали левобережную Украину, форсировали Днепр, за что корпусу было присвоено почетное наименование "Днепровский". А Фатых Шарипов и еще 36 воинов корпуса стали Героями Советского Союза.

В первой половине 1944 года трудящиеся Татарской АССР внесли на строительство танковой колонны "Красная Татария" 62 миллиона рублей. Вскоре боевые машины были переданы 23-му танковому корпусу, которым командовал уроженец Высокогорского района ТАССР генерал-лейтенант Алексей Осипович Ахманов. Корпус генерала Ахманова на танках, подаренных трудящимися Татарии, громил гитлеровцев в Румынии, участвовал в освобождении Венгрии. В ходе ожесточенных боев заставил отступить части танковых дивизий СС "Мертвая голова" и "Викинг". 28 апреля 1945 года генералу Ахманову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казанские курсанты

Весной 1941 года Казанское военное пехотное училище имени Верховного Совета Татарской АССР было преобразовано в Казанское танковое училище имени Президиума Верховного Совета ТАССР. За годы войны сделано 23 выпуска, подготовлено 4628 командиров. Интересно, что с мая 1943 года училище начало изучение иностранной танковой техники, поступавшей по ленд-лизу. 19 выпускников училища удостоены звания Героя Советского Союза: А.Г. Виноградов, А.Р. Коняхин, Б.К. Кошечкин, Ф.З. Шарипов, П.Н. Борискин, В.Д. Паширов, Д.М. Потапов, В.А. Сивков, В.С. Савельев, П.Т. Сокур, А.Н. Афанасьев, В.М. Крылов, В.П. Кузьминов, П.З. Манаков, В.Н. Никандров, К.А. Песков, Г.Я. Тикунов, И.Ф. Зыбин, М.В. Красавин.

В 1943 году нужды фронта потребовали сформирования в короткий срок 2-го Казанского танкового училища. Оно предназначалось для подготовки командиров тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и тяжелых самоходно-артиллерийских установок ИСУ-122, ИСУ-152. Среди курсантов был прославленный танкист, будущий первый заместитель начальника пограничных войск КГБ СССР генерал-полковник Иван Петрович Вертелко.

От Финляндии до Манчжурии

Сформированные в Казани полки и бригады храбро сражались едва ли не на всех фронтах, начиная с советско-финляндской и заканчивая советско-японской войнами.

62-й танковый полк в феврале-марте 1940 года участвовал в штурме Выборга.

154-я отдельная танковая бригада дралась в "ржевской мясорубке".

В боях на подступах к Сталинграду участвовала 91-я отдельная танковая бригада. Ее командиром был назначен 30-летний подполковник Иван Игнатьевич Якубовский (впоследствии - дважды Герой Советского Союза, Герой Чехословакии, Маршал Советского Союза). Позднее бригада сражалась под Курском, на правобережной Украине, участвовала в освобождении Польши, штурме Берлина, в Пражской операции. В ноябре 1943 года бригаде присвоено почетное наименование Фастовская. На ее знаменах - ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого. Восемнадцать воинов бригады удостоились звания Героя Советского Союза.

954-й самоходный артиллерийский полк за прорыв Витебского укрепленного района и освобождение Витебска получил почетное наименование Витебский. 12 августа 1944 года за прорыв обороны немцев на реке Неман полк был награжден орденом Александра Невского. 28 июня 1945 года 954-й САП был переформирован в 479-й гвардейский самоходный артиллерийский Витебский ордена Александра Невского полк. За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке 19 сентября 1945 года полк был награжден орденом Красного Знамени.

Танковое кольцо

Таким образом, подготовка танкистов и танковых резервов в Казани проходила до и во время войны и ведется в наши дни в Казанском высшем военно-командном училище (одном из двух танковых училищ России, причем в Омском училище готовят инженеров, а у нас - командиров). Подготовка десятков тысяч специалистов танкового дела, испытание новейших образцов техники, создание танковых частей и соединений - несомненный вклад Казани и Татарстана в Победу. В память об этом есть в Казани улица Танковая, все знают и так называемое Танковое кольцо. И все-таки вот уже 80 лет в столице Татарстана, да и вообще в стране более известен Казанский танковый полигон… С праздником, с юбилеем тебя, Казанский танкодром - танковый первенец нашей страны. С праздником - Днем танкиста, дорогие ветераны и нынешние казанские воины-танкисты!
350
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии