Время и Деньги
10.01.2010 Общество

"Сильная рука" короля Филиппа

Вчера семьсот два года назад французский король Филипп IV Красивый приказал арестовать всех членов духовно-рыцарского ордена тамплиеров, чем, если верить преданию, подписал приговор себе и королевству.

Судебный процесс проходил в лучших традициях средневекового правосудия. Тамплиеров обвинили в ереси и через семь лет после начала преследования (ровно столько времени понадобилось королевской юстиции, чтобы пытками заставить закаленных в битвах рыцарей признать вину) большинство из них было сожжено в Париже. Для пущего эффекта казнь назначили на вечер, но ее организаторы вряд ли ожидали, что задуманная ими расправа превратится в мрачный мистический спектакль. Уже стоя в пламени, великий магистр ордена проклял короля и его советников, пообещав им смерть в течение года, что к ужасу суеверных подданных и произошло. Нет смысла останавливаться на подробностях - они мастерски описаны Морисом Дрюоном в его романе "Железный король". Да и ломать голову над тем, что же в действительности свело в могилу нескольких нестарых и здоровых людей, на мой взгляд, тоже бессмысленно. Истины мы не узнаем никогда.

Гораздо интереснее другое. Семь веков назад погасли костры, на которых сгорели тамплиеры, но далекие отблески тех огней с течением времени все сильнее будоражат умы. Причем интеллектуально-мистическая лихорадка, связанная с этими событиями, давно покинула пределы Франции. Книга Дрюона буквально спровоцировала не только его коллег-писателей, но и просто любителей истории во всем мире заново перечитывать печальную страницу далекого прошлого, словно надеясь между полустершихся строк разобрать что-то, ускользнувшее от предыдущих поколений. Так что же мы ищем, копаясь в биографиях людей, которых отделяет от нас не только стремительно увеличивающийся временной разрыв, но и изменившиеся за прошедшие столетия политические, культурные, религиозные традиции? Что притягивает в судьбах, которые, если рассуждать здраво, должны нас волновать не больше, чем прошлогодний снег?

Ответ, как мне кажется, следует искать опять-таки в истории, но только не далекого четырнадцатого, а хорошо знакомого нам двадцатого века. Он уже скрылся за поворотом, но кровавый смерч из революций и войн, пронесшийся над планетой в его стремительное царствование, остается в памяти напуганного человечества. Наверное, ни одно другое столетие не породило такое число убежденных палачей, невинных жертв и немотивированных убийств - в пору с ума сойти. Вот и пытаемся мы убедиться, что справедливость все же существует, а возмездие рано или поздно настигает виновных. И история об уничтоженном, но отмщенном свыше ордене тамплиеров тут как нельзя кстати. Тем более что трагический конец самих рыцарей-храмовников отлично вписывается в эту концепцию. Неприятности у тамплиеров начались, когда они, позабыв об обете бедности, стали банкирами короны, польстившись на славу и почести.

Но есть в этой истории и еще один немаловажный момент - судьба самого короля Филиппа. Он вовсе не был капризным тираном, который вдруг встал не с той ноги и решил расправиться с разонравившимся рыцарским орденом. Король Филипп был прагматиком, укреплявшим государство, а укреплял он его так, как и многие другие правители до и после него - избавлялся от конкурентов и вообще всех, кто был с его методами не согласен. Ни к чему хорошему, как мы знаем, это не привело. Внутренние беспорядки, опустошительные эпидемии и, наконец, столетний военный конфликт с Англией, а вовсе не верховенство королевских судов над судами феодалов, стали подлинными следствиями правления короля Филиппа. Прекрасный урок для любителей порассуждать о пользе "сильной руки" и укреплении государства любыми методами.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии