Время и Деньги
19.01.2010 Общество

Аналитики под ударом

На прошлой неделе Госдума России приняла изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, согласно которым за недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг можно оказаться в тюрьме.

Заслуживающими сурового наказания депутаты сочли тех, кто допускает нарушения порядка учета прав на ценные бумаги и злоупотребления при ведении реестра акционеров, препятствует правам владельцев ценных бумаг и их участию в акционерном собрании, а также занимается манипулированием ценами на фондовом рынке. Первые два пункта особых вопросов не вызывают. Разнообразные рейдерские захваты и маски-шоу, которым зачастую предшествует ущемление законных интересов одного из собственников, увы, не остались в "лихих девяностых". И здесь поправки, принятые нижней палатой, могут сыграть роль сдерживающего фактора для любителей решать имущественные проблемы за чужой счет и в обход закона.

Зато вокруг "манипулирования ценами" могут, на мой взгляд, возникнуть "непонятки". Конечно, появление этого законодательного новшества тоже объяснимо. Чтобы обрушить бумаги эмитента, достаточно вбросить на биржу любой негативный слух. А уж если правильно подгадал время - успех обеспечен. Инвесторы со стажем наверняка помнят, как после ареста Ходорковского то и дело появлялись сообщения о вызове в прокуратуру то одного, то другого крупного бизнесмена. Как правило, уже к концу дня выяснялось, что все это "утки", но акции принадлежащих этим людям компаний летели вниз с головокружительной высоты. Очевидно, вводя уголовную ответственность за подобные фокусы, Госдума пытается предотвратить или, по крайней мере, уменьшить число провокаций.

Правовые последствия недобросовестных биржевых игр в самом деле производят впечатление. Так, за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг предполагается штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей, или же в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет. А в некоторых случаях виновный и вовсе может лишиться свободы на срок от двух до шести лет. За манипулирование ценами с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования наказание предполагается еще более суровое: в местах не столь отдаленных можно оказаться на пять или даже на семь лет.

Когда речь идет о настоящих злоумышленниках, суровость законодателей не вызывает протеста (ведь урон от лжеинсайда часто исчисляется цифрами с многими нулями), но есть у этой правовой медали и другая сторона. Принятые поправки уже вызвали серьезное беспокойство аналитиков, которые опасаются, что любой негативный прогноз теперь можно будет подвести под статью. Ведь эта профессия как раз и заключается в том, чтобы оценивать перспективы той или иной ценной бумаги и делиться своим мнением, в том числе, через печатные и электронные СМИ. Если лишить аналитиков такой возможности (а вряд ли кто-то захочет платить астрономический штраф или тем более садиться в тюрьму ради того, чтобы высказаться), их деятельность просто теряет смысл.

Одновременно с этим осложнится положение трейдеров, торгующих через Интернет и использующих рекомендации из публичного пространства. Режим тишины, который может установиться на отечественных биржах, сильнее всего ударит по начинающим участникам фондового рынка, не имеющим серьезного опыта и нуждающимся в советах специалистов. А значит и дальнейшее развитие наших фондовых площадок, на которых и так работает не более 5% россиян, окажется под большим вопросом.

Судя по постам экспертов рынка в Интернете, более всего они опасаются мести недовольных их оценкой эмитентов и людей с подвижной психикой, путающих прогнозы с пророчествами. Может быть, депутатам все же стоит вернуться к этой теме и уточнить формулировки, чтобы не нанести удар по бирже, которая на сегодня является одним из немногих полностью рыночных инструментов в России?
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии