Время и Деньги
26.02.2007 Бизнес

Преднамеренное банкротство за рубежом

Уголовную ответственность за организацию преднамеренного банкротства предусматривают правовые нормы большинства государств. В их число входят как страны с недавно провозглашенной рыночной экономикой (бывший соцлагерь), так и США, Великобритания, Франция, Германия. Начиная с 70-х годов прошлого века в Западной Европе законодательство о банкротстве существенно изменилось, во многом определив специфику современного видения проблемы уголовной ответственности в этой сфере. Кроме того, государства - участники Совета Европы в 1990 году приняли Конвенцию “О некоторых международных аспектах банкротства”. Присоединиться к этой конвенции вправе любое государство, но в России тогда не было правовых актов, позволяющих это сделать. Первый закон о банкротстве в нашей стране появился лишь спустя два года. К важным международным нормативным документам можно отнести также Типовой закон ЮНСИТРАЛ “О трансграничной несостоятельности”.

Любопытно, что в уголовном законодательстве многих западных стран, в отличие от российского, имеется четкое разграничение терминов “несостоятельность” и “банкротство”. Западные ученые считают, что “несостоятельность” исключает какие-либо умышленные действия со стороны должника, а “банкротство”, напротив, предполагает уголовно-правовую специфику дела.

В США правовое регулирование несостоятельности относится к компетенции Конгресса, хотя отдельные проблемы, связанные с объявлением должника несостоятельным, каждый штат решает самостоятельно. Меры по уголовно-правовому регулированию банкротства содержит в себе Примерный Уголовный кодекс США, который провозгласил преднамеренное банкротство преступлением. Раздел 224 “Подлог документа и обманные приемы” Примерного УК США содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за банкротство.

Так, статья 224.10 “Обман кредиторов по обеспеченному долгу” предусматривает ответственность за непосредственный обман в случаях неплатежеспособности, например, за уничтожение, изъятие, сокрытие, обременение обязательствами или передачу имущества, в отношении которого имеется залоговый интерес, и т.д.

Статья 224.11 предусматривает уголовную ответственность за обман в случаях неплатежеспособности. Что имеется в виду? Если в ожидании судопроизводства на предмет назначения управляющего конкурсной массой в пользу кредиторов или иного компромиссного соглашения должника с кредиторами уничтожается, скрывается какое-либо имущество, чтобы опровергнуть претензию какого-либо кредитора или воспрепятствовать ее осуществлению. Обманом признается и заведомая фальсификация каких-либо относившихся к этому имуществу документов или записей, искажение сведений или отказ сообщить управляющему конкурсной массой или иному лицу, уполномоченному управлять имуществом в пользу кредиторов, о факте существования, размерах или местонахождении имущества или какие-либо иные сведения, которые субъект обязан предоставить в связи с таким управлением.

За все преступления, связанные с банкротством, Примерный УК США устанавливает относительно мягкие наказания - до одного года тюремного заключения. При этом ряд штатов установил за банкротство более суровые наказания. Криминологи связывают это с тем, что растут количество тяжких банкротств и сумма ущерба от этих преступлений. По данным судебной статистики в США, из всех дел, рассматриваемых в судах по банкротству, 80-85 % заканчиваются реорганизацией предприятий, 15-20 % - их ликвидацией, и только по 1,1 % виновные в умышленном банкротстве привлекаются к ответственности. К факторам, лежащим в основе банкротства, относятся: небрежность - 2 %, злоупотребления - 1,5 %, бедствия - 0,9 %, профессиональная некомпетентность - 93,1 %, прочие - 2,5 %.

С целью реформирования уголовного законодательства Франции в 1983 году принят Закон № 83-608, который ввел в УК норму об организации фиктивной неплатежеспособности (ст.404-1). Новелла состояла в том, что норма не требовала в качестве предпосылки уголовной ответственности констатации в гражданском судопроизводстве несостоятельности лица, как это, к примеру, происходит в России. В 1985 году был принят Закон № 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке. Данный Закон отказался от деления банкротства на злостное и простое. Была установлена общая норма о банкротстве (ст.197) и закреплены четыре способа совершения преступления: сокрытие активов; мошенническое увеличение пассива; подлоги в документах бухгалтерского учета или их сокрытие и неведение бухгалтерского учета. Согласно статистическим данным, в 1990 году во Франции было совершено 3492712 преступлений, из них на долю банкротств приходилось 2528, что составило 0,1 % от общего количества преступлений. В 1991 году зарегистрировано уже 3744112 преступлений, из них банкротств лишь 2084, что составляет 0,055% от общего количества преступлений. УК Франции содержит ст.314-7, предусматривающую ответственность за организацию фиктивной неплатежеспособности. Согласно

ч.1 ст.314-7 УК Франции: “действия должника, даже до вынесения судебного постановления, констатирующего его задолженность, по организации или увеличению своей неплатежеспособности либо путем увеличения своих обязательств или уменьшения своих активов, либо путем уменьшения или сокрытия всех или части своих доходов, либо путем сокрытия некоторого своего имущества с тем, чтобы уклониться от исполнения наказания имущественного характера, объявленного судебным учреждением по уголовным делам, или по делам о деликтах, квазиделиктах и алиментах, объявленных судом по гражданским делам, наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом в 300000 франков”. Необходимо отметить, что наказание, по сравнению с УК РФ, намного мягче, однако если посмотреть на нормы УК России, предусматривающие ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство, то станет ясно, что те деяния, которые отнесены в нашем УК к преднамеренному банкротству, во Франции именуются организацией фиктивной неплатежеспособности. А то, что в нашей стране именуется фиктивным банкротством, на самом деле никакого отношения к организации фиктивной неплатежеспособности не имеет.

Реформа уголовного законодательства о банкротстве в Германии хронологически предшествовала французской реформе и даже оказала на нее некоторое влияние. Нормы уголовно-правового характера о банкротстве помещены в ст. 283 УК ФРГ. В результате реформы УК ФРГ разделяет умышленные и неосторожные банкротские действия.

Умышленные действия, в свою очередь, делятся на два состава: состав абстрактной опасности и материальный состав. Исходный пункт в определении банкротства в германском праве - понятие кризиса. Кризис понимается как состояние “сверхзадолженности либо грозящей или наступившей несостоятельности”. Объективными предпосылками уголовного преследования банкротства являются: прекращение платежей, открытие конкурсного производства или подача ходатайства об открытии конкурсного производства. В настоящее время в Германии наблюдается общий рост количества преступлений и, в частности, увеличение преступлений, связанных с банкротством. Так, в 1970 году было зарегистрировано 2413586 преступлений, из них банкротств - 543; в 1975 году - 2919390 и 960; в 1985 году - 4215451 и 2241; в 1993 году - 6750613 и 15212. Наряду с нормами о банкротстве законодательство Германии предусматривает специальные нормы ответственности за благоприятствование одному из кредиторов в ущерб другим, за неведение бухгалтерских книг, а также совершение незаконных действий в пользу несостоятельного должника. Если в УК РФ содержится аналогичная норма о неправомерном удовлетворении требований кредиторов, то нормы за неведение бухгалтерской отчетности, к сожалению, не предусмотрено. В настоящее время данное обстоятельство является существенным пробелом в уголовном законодательстве России.

Следует отметить, что если должник понимает, что он не может рассчитаться с кредиторами из-за отсутствия средств, то Закон о банкротстве ФРГ 1994 года предоставляет трехнедельный срок для обращения в суд с заявлением о банкротстве. Если такое заявление должником не будет подано, к нему может быть применено уголовное преследование. В гражданском законодательстве России также предусмотрена обязанность руководителя обратиться в арбитражный суд при установлении признаков банкротства, однако ответственности за несоблюдение данных требований, в отличие от законодательства Германии, УК РФ не содержит.

В Великобритании первый этап развития законодательства о банкротстве связан с актами, регулирующими конкурсное производство. В 1914 году был принят “Акт о банкротствах”, в 1986 году - “Акт о несостоятельности”, который по сей день занимает важное место в развитии вопросов правового регулирования процессов банкротства. Современные английские нормы о преступлениях, связанных с банкротством и несостоятельностью, содержатся преимущественно в Законе о несостоятельности 1986 года.

Термином “банкротство” в английском праве обозначается несостоятельность физических лиц (тогда как понятие “несостоятельность” применяется в отношении юридических лиц). Закон 1986 года устанавливает ответственность за умышленные действия несостоятельного должника до и после начала производства по делу о несостоятельности и за сходные действия директоров и служащих компаний в связи с их ликвидацией. Наряду с тяжкими (наказуемыми обычно лишением свободы на срок до семи лет) банкротскими злоупотреблениями в Законе предусмотрено множество норм о менее значительных нарушениях, наказуемых обычно штрафом. К ним относятся: умолчание в деловой переписке того обстоятельства, что компания управляется внешним управляющим; отсутствие регистрации актов и фактов, имеющих значение для управления компанией и конкурсного производства; ложные заявления и невыполнение требований к отчетам в конкурсном производстве; нарушения ограниченной правоспособности и другие. Российское уголовное законодательство подобных норм не содержит.

Английское право не использует понятие “кризиса”, свойственное германскому законодательству. Для определения наказуемости банкротских и других злоупотреблений используются гражданско-процессуальные акты: решение суда о ликвидации компании, принятие решения о добровольной ликвидации и другие. Статья 206 (1) Закона о несостоятельности 1986 года устанавливает наказание до семи лет лишения свободы для лица, выполнявшего управленческие функции в компании в течение 12 месяцев, предваряющих решение о ликвидации, в случае, если оно: скроет любую часть имущества компании или долг, право на который либо обязанность уплатить который имеет компания; мошеннически переместит любую часть имущества компании; фальсифицирует любую книгу, документ относительно дел имущества компании; мошеннически изымет часть, изменит или сделает упущение в любом документе относительно дел или имущества компании; заложит или разместит определенным образом любое имущество компании, приобретенное в кредит и неоплаченное.

Подводя итог, можно сделать вывод, что изучение зарубежного опыта в области уголовно-правового регулирования банкротства просто необходимо для нашего, пока еще несформированного правового поля. Многое еще можно почерпнуть для себя, тем более что анализ уголовного законодательства некоторых зарубежных стран дает основания полагать, что стабильность экономики страны, защита имущественных интересов и финансовое благополучие кредиторов от недобросовестных действий должников зависит в немалой степени и от уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за банкротство.

359
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии