Время и Деньги
09.02.2010 Общество

Философия распада

На днях Всемирная служба Би-би-си опубликовала результаты опроса, приуроченного к двадцатилетию падения Берлинской стены и затрагивавшего в том числе отношение жителей разных стран к распаду Советского Союза.

Результаты оказались довольно предсказуемыми, хотя и не без любопытных деталей. Так, выяснилось, что из государств, не имеющих прямого отношения к СССР, больше всего сожалеют об исчезновении социалистического гиганта в Египте (69% опрошенных), а более всех радуются по поводу его распада в США (81%). Последняя цифра может обрадовать любителей конспирологических теорий, по поводу и без повода вспоминающих план Даллеса, но, на мой дилетантский взгляд, все гораздо проще. Американского обывателя запугивали ядерными ракетами Советов ничуть не меньше, чем нашего обывателя - ракетами американскими, а исчезновение угрозы жизни всегда воспринимается со знаком плюс. Прекрасно помню, как, придя первый раз в первый класс, я цепенела от ужаса, внимая на школьной линейке директрисе, повествующей об агрессивных планах американской военщины. Эти дикие, учитывая место и аудиторию, откровения произвели на мой семилетний ум такое впечатление, что каждый пролетающий над школьным двором самолет казался американским бомбардировщиком.

Но вернемся к опросу, который по заказу Би-би-си провела компания GlobeScan. В России, как и следовало ожидать, большинством населения распад СССР воспринимается как зло. Так считает 61% из принявших участие в исследовании граждан. Я бы однако не спешила всех их скопом записывать в сторонники великодержавия или коммунисты. Людей, готовых отказаться от многих благ вроде туристических и деловых поездок за границу, приобретения иностранных авто и прочей техники, а также вновь отстаивать километровые очереди за продуктами и шмотками в столичных магазинах, в современной России, слава Богу, не так уж много. А именно таких и даже гораздо более жестких самоограничений требует воссоздание и сохранение авторитарной империи. Даже победы на разного уровня выборах "Единой России", пропагандирующей стабильность (подтасовки, если они и есть, общей картины не меняют), говорят как раз о нежелании нового витка крутых перемен и стремлении сохранить статус-кво.

О том, что россияне вовсе не стремятся back in USSR, косвенно свидетельствуют и их ответы на второй вопрос социологического исследования - об отношении к капитализму и рыночной экономике. В нашей стране 44% опрошенных полагают, что проблемы, которые испытывает капитализм, вполне можно решить с помощью реформ, а "неизлечимо больным" это общественное устройство считают лишь 23% (этот показатель полностью совпадает со среднестатистическим). Поэтому ностальгия по СССР, как мне кажется, это ностальгия по утраченным социальным благам и связанному с ними чувству защищенности (например, по некоторым подсчетам, доля стоимости услуг ЖКХ в средней советской пенсии составляла 16%, а в средней российской - 47%), а также дань личным трагедиям и неурядицам. Как ни крути, а распад Советской империи, как, впрочем, и ее создание, проходили "по живому". Кто-то, спасая свою жизнь, был вынужден бежать с одним чемоданом на другой конец бывшей общей родины, кто-то потерял возможность видеться с близкими, внезапно оказавшимися за кордоном, кому-то просто жаль почившей вместе с единым государством дружбы народов, хотя она порой и оказывалась иллюзией. Как писал в одном из своих стихотворений Геннадий Русаков: "Мне жалко общности, земли всегда хватало".

И все же конец империи - это не конец света. Россия - не единственная в мире метрополия, вдруг разом утратившая имперский статус. Время великих колониальных держав кончилось еще в середине прошлого века, и вернуть его невозможно. Нет больше могущественной Британской империи, простилась со своими заморскими владениями Франция, но и англичане, и французы благополучно живут в развитых современных обществах, лишь изредка философски ностальгируя по прошлому и не вмешиваясь в политику своих бывших владений. Потому и неприязнь к "захватчикам" осталась у жителей молодых стран в прошлом. На мой взгляд, прекрасный пример для подражания.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии