Время и Деньги
02.03.2010 Общество

На обочине

Призрак бродит по России, призрак. Какой? Или лучше спросить - чего?

Конечно, я о подрыве "Невского экспресса". Но и о взрыве перед поездом в Дагестане, об убийствах там же, днями (а раньше в Ингушетии, а еще в Кабардино-Балкарии), милицейских начальников, об убийстве священника в Москве и о попавших в прессу сообщений о череде забитых до смерти сотрудниками милиции сограждан… Как-то чересчур густо все замешивается да еще на фоне кризиса, перешедшего в вялотекущую форму, на фоне истерии в СМИ по поводу "свиного" гриппа и под совершенно депрессивным, без проблеска солнечного света, небом аномальной нынешней поздней осени. Впору кричать, вслед за классиком журналистики: "Люди, будьте бдительны!" Или бесполезно? Вы помните, конечно, по какому поводу и при каких обстоятельствах произнес это Юлиус Фучик, но я не о фашизации сейчас, а о чуме, еще более ужасной, по-моему, и уж точно постигшей нашу страну, - о безразличии, охватившем основную массу народа, в том числе - служивого.

Как ни парадоксально покажется кому-то, лучше это видно не на типических примерах, а на тех, что пока еще числятся выходящими из ряда вон.

20 ноября этого года убили священника Даниила Сысоева - непосредственно в храме святого апостола Фомы на Кантемировской, настоятелем которого он был. Ближе к полуночи вошел в храм некто, подозвал Сысоева, выстрелил в него и ушел. Из ряда вон это преступление выводит не только место действия, но и то обстоятельство, что убитый не был обыкновенным священником, одним из десятков тысяч: Сысоев прославился в клерикальной среде как единственный миссионер, активно проповедовавший православие среди мусульман, пытавшийся, пусть и с неочевидным успехом, обратить их в свою веру. Такое служение вызывало разные чувства. Одни - у братьев по Церкви, другие - у мусульманских фундаменталистов. На сайте отца Даниила (татарина, кстати, по матери) зафиксировано им самим не менее 14 угроз убить его, об этих угрозах знали многие. Знали, думаю, и органы госбезопасности. По прежним временам, жестокого советского тоталитаризма, Сысоева либо остановили бы в его проповедничестве среди мусульман, либо, что более все же вероятно, организовали бы за ним присмотр, в том числе и главным образом в целях его собственной безопасности. Потому что ясно как божий день: случись что - не оберешься, так что лучше перебдеть. В нынешние времена это как-то не озаботило компетентных товарищей (вариант с тем, что просто не знали о ситуации - еще хуже), священника в итоге убили, а иерархам РПЦ и мусульманской уммы России пришлось убеждать паству и светскую общественность в стране и мире, что рано усматривать в деле какой-то религиозный аспект, что межнациональное согласие в РФ нерушимо.

Оно, конечно, и Союз, помнится, был нерушимый, и резня в Средней Азии случилась, по слову "некоего" Рафика Нишанова, "из-за стакана клубники"… Капля камень точит, не вчера подмечено, а такого рода убийства - как выражение непримиримой религиозной вражды или как провокация тех, кто хотел бы возбудить такую вражду, - это и есть одна из таких капель, истачивающих устои нашего поликонфессионального многонационального общества, а также и без того обильно подмоченное реноме государства в мире.

13 августа 2007 года на территории Новгородской области был подорван поезд "Невский экспресс", шедший из Москвы в Санкт-Петербург. С рельсов сошли электровоз и 12 вагонов, но пострадали "всего" около 30 человек и чудом обошлось без трупов. Двоих злоумышленников поймали в конце концов, а предполагаемого организатора теракта - бывшего российского военнослужащего Косолапова, принявшего ислам и примкнувшего к отрядам Басаева, не удалось. Басаев уже в раю с гуриями, а Косолапов… Есть версия, что он приложил руку и к новому подрыву "Невского экспресса". Он или не он, но те, кто совершил теракт 27 ноября 2009 года, извлекли урок из попытки двухлетней давности: теперь на их счету 26 погубленных жизней и около 90 пострадавших. А какой урок извлекли те, кто по долгу службы призваны предотвращать такого рода эксцессы? Вопрос, увы, риторический. Разговоры о системе повышенного контроля движения пассажирских поездов на третьей по загруженности ими железной дороге страны - Октябрьской, о каких-то датчиках землеустроительных работ и тому подобном так и остались разговорами. Равно как и призывы к населению быть бдительными.

…Да, не дает мне сегодня покоя это словечко - "бдительность". Прикинем: и в августе 2007 года, и в нынешнем ноябре подрывы случились вблизи населенных пунктов, деревень, точнее. Чтобы доставить взрывчатку, подготовить подкоп, установить устройство в них или поблизости, должны были побывать ПРИШЛЫЕ. Приехать откуда-то и пройти незамеченным там, где через час всей округе становится известно, как именно поскользнулся на коровьей лепешке и навернулся какой-нибудь Петрович, невозможно по определению. Этого и не произошло: и два года назад, и теперь постфактум нашлись люди, которые видели и слышали, вот и фоторобот по показаниям свидетелей уже составлен. Почему не сообщили "куда следует" о пришельцах до того, как случилась трагедия? Вопрос на вопрос: а куда в наши времена следует? Где найти участкового, телефон, да и на кой все это полумифическому участковому, а главное - нам, прозябающим тут, на обочине жизни?

В одном из телерепортажей, прошедших в эфир Первого сразу после случившегося в минувшую пятницу, показали 78-летнюю, кажется, старушку, живущую в сущей развалюхе в 50 метрах от места взрыва, чудом не разрушенной окончательно вагоном, сошедшим с рельсов. Она рассказывала, где тут у нее сидели и лежали выбравшиеся из состава бедолаги, внучка за кадром говорила что-то про "польта, которые все им отдали", а я представил вдруг, как из ночи в ночь вот эта старушка смотрит слезящимися глазами на проносящийся мимо сверкающий огнями состав, заполненный деловым и праздным столичным людом, как устало-безразлично отмечают про себя - "прошел" - односельчане… Есть у железнодорожников такое понятие - полоса отчуждения. Это земля, примыкающая к путям, на которой нельзя ни строить, ни сеять. Узкая, в физическом смысле, полоса, отраслевая, можно сказать. А спроецировать на страну - и оторопь берет: как разделяет!

И еще два слова о том, что разделяет и объединяет. Нельзя не сказать, что постфактум, когда уже стряслось, наши люди - молодцы, они настоящие. Об этом - и как вели себя уцелевшие пассажиры "Невского", поездная бригада, спасатели и медики, как быстро подхватились силовики - постфактум, повторюсь, увы, опять постфактум, но все же. Нашли нужный алгоритм действий и приличествующие случаю слова и власти, президент Медведев в открытом эфире аж два совещания провел. Молчит пока только один человек из высшей когорты - Владимир Владимирович Путин, лидер нации. Железный человек!

К моменту, когда эти заметки сдавались в печать, "Интерфакс" успел распространить репортаж о заседании, которое премьер-министр РФ провел вчера в НПО "Энергомаш" по вопросам развития военно-промышленного комплекса страны, не забыв пообщаться с работниками предприятия. О многом они спросили Путина, но только, почему-то, не об отношении к трагедии на Октябрьской ж/д. Наверное, время не пришло. Вот проведет Владимир Владимирович 3 декабря традиционную специальную программу "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" на телеканалах "Россия", "Вести" и в эфире радиостанций "Маяк" и "Радио России" - там, глядишь, и скажет что-нибудь.

Не пропустите: прямой эфир начнется в полдень по московскому времени.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии