Время и Деньги
08.03.2010 Общество

"Такой аудит нам не нужен"

В Татарстане активно идет перевод бюджетных учреждений в сферах образования, социальной защиты, культуры и спорта в автономные. При этом республика выступает в качестве первопроходца в этой деятельности в Российской Федерации. Поэтому многие вопросы приходится решать, как говорится, на ходу, не имея возможности обратиться к опыту других регионов.

Перевод учреждения в статус автономного имеет свои положительные стороны. Тем более что с различных трибун нас заверили, что к повышению стоимости услуг перевод в автономию не приведет. Для меня, как и для многих тысяч казанцев, это актуально хотя бы потому, что я пользуюсь услугами автономных учреждений.

Заинтересованность автономных учреждений в развитии дополнительных платных услуг - один из сильных доводов сторонников автономии. И правда, кто из нас не хочет, чтобы наши дети посещали дополнительные занятия и благодаря этому росли здоровыми и всесторонне развитыми? При этом на первый план выходит вопрос формирования цены на платные услуги автономных учреждений. Очевидно, что чем ниже стоимость этих услуг, тем большим спросом они будут пользоваться. Надо только, чтобы эти услуги окупались для автономных учреждений.

Как известно, цены формируются как уровнем затрат, так и уровнем спроса. Что касается спроса, то и фактически, и потенциально он есть. Что же касается затрат, то родителей больше волнует обоснованность тех расходов, за которые им приходится платить из своего кармана.

В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, прямо затрагивающий эту тему. Федеральное законодательство не лишено изъянов, выражающихся в разночтениях и нестыковках. Так, уже не первый год идет дискуссия о том, должны ли проводить обязательный аудит автономные учреждения. В самом Федеральном законе "Об автономных учреждениях", принятом в 2006 году, ничего не говорится о том, что автономные учреждения должны проводить обязательный аудит. Есть только упоминание об аудиторском заключении в перечне документов, открытость и доступность которых обеспечивает автономное учреждение.

Между тем случаи проведения обязательного аудита установлены Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307 "Об аудиторской деятельности". В этом документе ничего не говорится о том, что автономные учреждения должны проводить аудит в силу своей организационно-правовой формы. Ничего не говорится и об обязательности проведения аудита организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, социальной защиты, культуры и спорта, то есть в тех сферах, в которых были созданы государственные автономные учреждения Республики Татарстан.

Единственный критерий, под который подпадают автономные организации в части проведения обязательного аудита, это случаи, когда выручка организации превышает 50 миллионов рублей в год или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 20 миллионов рублей.

Надо отдать должное руководителям наших республиканских ведомств. Дважды они направляли запросы в Министерство финансов Российской Федерации, которое отвечает за регулирование аудиторской деятельности, и дважды приходили ответы, однозначно определяющие случаи проведения обязательного аудита требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Тем не менее до сих пор некоторые наши коллеги-аудиторы продолжают навязывать свои услуги поголовно всем автономным учреждениям, а руководители ряда автономных учреждений продолжают получать руководящие указания о проведении аудита независимо от выручки и величины активов учреждения.

Казалось бы, при чем здесь стоимость платных услуг автономных учреждений? При том, что услуги обязательного аудита - вещь платная. Стоить будет эта услуга как минимум 25-35 тысяч рублей ежегодно, а то и существенно дороже. Автономных учреждений в республике уже сотни и становится все больше, но никто еще ни копейки не выделил автономным учреждениям на проведение аудита. Соответственно это вызовет удорожание тех платных услуг, за которые платим мы с вами.

Если проведение обязательного аудита определено законом, то это, безусловно, нужно принять. А если автономное учреждение не подпадает под обязательность аудита? Почему пользователи услуг автономного учреждения должны платить за то, чего по закону делать не следует? Если какая-либо организация не подпадает под обязательный аудит, а у собственника есть желание осуществлять финансовый контроль за ее деятельностью, то существуют простые неписаные правила, как следует поступить: определить цели аудита и его задачи, составить техническое задание, решить, кто будет анализировать результаты аудита и принимать управленческие решения, сколько это будет стоить. А затем найти деньги на оплату этой работы, так как это - инициатива собственника, а не обязанность автономного учреждения.

Право собственника на осуществление контроля еще никто не отменял, но использовать для этих целей стандартные процедуры обязательного аудита, мягко говоря, не всегда эффективно.

Если систему финансового контроля автономных учреждений выстраивает орган государственного управления, то ему необходимо не только принять нормативный акт, в котором отражены все вышеперечисленные проблемы, но и найти целевые бюджетные средства на оплату аудита, либо заложить эти средства в финансирование государственного задания автономному учреждению.

В соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях" вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации входят в компетенцию Наблюдательного совета автономного учреждения. Если аудит обязателен для конкретного автономного учреждения, то Наблюдательный совет обязан утвердить аудитора для проведения проверки. Но в случае, если под обязательность проведения аудита не подпадает какое-либо конкретное автономное учреждение, то Наблюдательному совету, очевидно, необходимо будет найти какие-то серьезные основания для привлечения внешнего аудитора, тем более что финансовые возможности многих сегодняшних автономных учреждений таковы, что с них и плату за аудит как-то неудобно брать. Проблема в том, что абсолютное большинство тех учреждений, которые сейчас стали автономными, подпадают по наличию активов под обязательный аудит, при проведении которого необходимо выполнить требования нескольких десятков федеральных стандартов аудиторской деятельности. Невыполнение этих требований приведет к тому, что при контроле качества аудита со стороны федеральных саморегулируемых организаций аудиторов возникнут проблемы и аудит придется проводить еще раз и уже за другие деньги.

Для того, чтобы была понятна вся абсурдность ситуации, приведу такой пример. Детский садик № 236 в Казани на улице Черноморской - это типовое двухэтажное здание, меньше 1,5 тысячи кв. м полезной площади, посещают его 124 ребенка. Кому и для чего нужен аудит такого учреждения? Но активы то у него - 28 миллионов рублей, в том числе 20 миллионов стоит само здание.

Обратимся к Постановлению Конституционного суда РФ от 01.04.2003 года. Так вот, один из выводов этого Постановления таков: отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, носят публично-правовой характер, а аудит - это гарантия обеспечения в публичных целях достоверности бухгалтерской отчетности участников предпринимательской деятельности. И не могу удержаться от прямого цитирования: "… по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, то есть в общественном интересе". Обязательный аудит, по тексту Постановления Конституционного Суда, является одной из гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Какая предпринимательская деятельность в детском саду? Да никакие кружки по оригами не дадут детскому садику такой прибыли, чтобы заплатить за обязательный аудит, а это значит, что придется всем нам скидываться. Такое вот оригами получается.

Далее, изучив Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", мы увидим, что обязательный аудит проводится прежде всего для тех организаций, которые являются публичными, то есть принимают у неограниченного числа лиц деньги на депозиты или взносы в пенсионные фонды, страховые взносы, продают и покупают акции. Это - банки, страховые организации, инвестиционные фонды, открытые акционерные общества. Актуален аудит и там, где собственники объединяют свои капиталы и им нужен независимый контроль за наемным менеджментом.

Не будем пока ставить под сомнение обязательность аудита по критериям выручки и активов баланса. Но если мы посмотрим числовые значения этих критериев, то вспомним, что они были установлены еще в 2001 году и с учетом даже официального уровня инфляции эти критерии необходимо проиндексировать, увеличив более чем в два раза.

В принципе вопрос с автономными учреждениями - это частный случай. Разве мало и у нас в республике, и в России в целом предприятий малого бизнеса, чья выручка превышает 50 миллионов рублей, или активы более 50 миллионов рублей?

Представим себе ситуацию. Какое-нибудь ООО - один учредитель (он же директор), три поставщика, два потребителя и выручка 50 миллионов рублей. Нужен этому ООО обязательный аудит с обязательным применением всех затратных аудиторских процедур, рассчитанных более на публичные компании? Ответ очевиден.

На практике этот вопрос решается просто. Аудиторское заключение либо просто покупается с имитацией каких-то аудиторских процедур, либо, в большинстве случаев, аудиторское заключение выдается после проверки каких-либо отдельных практических вопросов, например - налогов. Но к настоящему аудиту по федеральным стандартам это не имеет отношения.

На традиционный вопрос "что делать?" можно дать ответ и простой, и сложный одновременно. Нужно проиндексировать числовые критерии обязательного аудита в соответствии с уровнем официальной инфляции, увеличив величину выручки минимум до 100 миллионов, а величину активов баланса - минимум до 40 миллионов рублей, а то и в разы больше. Это очень просто понять исходя из элементарной логики, но сложно внести такие изменения в федеральный закон.

Но, может быть, это та ситуация, когда голос избирателей может быть услышан депутатами Государственной Думы от нашей республики? Результат того стоит. Тут вам и очередная вполне логичная мера поддержки малого бизнеса по освобождению его от лишних финансовых обременений, и возможность для государства построения простой, но эффективной системы финансового контроля за деятельностью государственных автономных учреждений.

Что же получат аудиторы? Ответ очевиден: уменьшение потенциальных зон псевдоаудита и повышение престижа профессии. Тот же малый бизнес, если есть у него деньги и заинтересованность, пусть нанимает аудиторов как консультантов, оплачивая их работу за реальный результат. А строить бизнес на формальной обязательности проведения аудита детских садиков - это идет вразрез с общемировой практикой, истинными целями и задачами независимого аудита.
21
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии