Время и Деньги
14.03.2010 Общество

К штыку приравняли перо

Вчера в России отмечали День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. Союз журналистов России в Центральном доме журналистов провел День поминовения коллег, да и в каждой редакции вспоминали о тех, кто стал для пишущей братии примером не службы, а служения.

Как это страшно - жить в стране, где убивают просто за то, что человек говорит и пишет правду. Причем во многих случаях убивают совершенно безнаказанно, ведь даже громкие убийства, расследование которых кто только из власть предержащих не брал под личный контроль, не раскрываются. Мы и сейчас, спустя столько лет, не знаем, кто убил Дмитрия Холодова, Владислава Листьева, нет никакой ясности в деле Анны Политковской…Не удовлетворили коллег по цеху и результаты расследования гибели главы холдинга "Совершенно секретно" Артема Боровика. Что уж говорить о журналистах менее известных, о "региональщиках", таких как главный редактор газеты "Тольяттинское обозрение" Алексей Сидоров, работавший, в частности, над разоблачением организованной преступности и коррупции …

Эту печальную дату в России отмечают с 1991 года. И неудивительно, ведь трагический список все растет и растет: ежегодно в России при различных обстоятельствах погибают от 10 до 20 репортеров. Правда, и в трагических обстоятельствах можно увидеть что-то хорошее. Скажем, в советские времена журналистов убивали крайне редко, но ведь и возможности высказаться у них не было. Так что получается, что страна все же сделала шаг вперед, а вот на второй шаг уже силенок не хватило. Так и стоит с поднятой ногой, ждет перемен. Потому что возможности высказаться должна сопутствовать реальная свобода слова, когда за него, за это слово, не позволено убивать, когда альтернативные издания стимулируют работу официальных. На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Ситуация в России, когда возможная гибель корреспондента воспринимается чуть ли не как естественный риск, связанный со спецификой профессии, "напрягает" журналистское мировое сообщество. К примеру, Международная федерация журналистов (IFJ) два с половиной года готовила доклад "Частичное правосудие". В этом документе содержатся анализ положения дел в России за последние 16 лет и база данных об обстоятельствах гибели и исчезновения более 300 российских журналистов начиная с 1993 года.

Хуже всего, что общество относится к этой национальной трагедии, а иначе не назовешь отстрел лучших "перьев", весьма прохладно. Более того, на сайте с материалами, посвященными Дню памяти, даже какой-то коллега по цеху заявил: "Нечего лезть куда не надо. Другие же живут, и ничем они не хуже". Я не стану рассуждать об эмоциональной глухоте разместившего такой отклик, напомню лишь, что советская журналистика слишком долго не имела возможности "лезть куда не надо". Расплачивалось за это все общество. Думаю, главная вина нашей журналистики как раз в том, что большинство из нас на многое закрывает глаза, предпочитая не вникать в щекотливые проблемы. Понятно, что не каждому дано быть героем (а выполнять свой долг в экстремальных ситуациях - это и есть героизм), но чтить память тех, кто за свободное слово заплатил жизнью, обязанность всякого.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии